Андрей Вавилов: первый месяц работы в должности уполномоченного по защите прав вятских предпринимателей. Андрей Николаевич Вавилов в кресле бизнес-омбудсмена не так давно — c 23 декабря 2014 года.

Напомним, 18 декабря прошлого года депутаты областного Законодательного Собрания утвердили его кандидатуру для назначения на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кировской области. Его выбрал по итогам общественного обсуждения губернатор и одобрил федеральный уполномоченный.Помимо Андрея Николаевича на этот пост претендовали исполнительный директор Лиги предпринимателей “Деловая Вятка” Лев Шварцблат, вице-президент Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса Александр Михайлов, председатель правления регионального отделения фонда поддержки предпринимательства “Содействие” Олег Кассин и предприниматель Наталья Колотова.Журналист “ВК” встретилась с А. Вавиловым спустя месяц его работы в новой должности.- Андрей Николаевич, основная задача уполномоченного — защита прав и законных интересов предпринимателей. За тот пока непродолжительный период времени, что вы находитесь на этом посту, уже пришлось рассмотреть жалобы, в которых содержится информация о нарушении прав предпринимателей со стороны органов власти?-  Да, конечно. 29 декабря я провел первый прием предпринимателей, появились конкретные обращения в мой адрес как уполномоченного. Кроме того, на контроле находятся “горящие” жалобы, вопрос по которым не решен еще с лета прошлого года. В новогодние праздники пришлось поработать: 3 января со мной связался предприниматель из Кильмезского района и мы начали обсуждать его проблемы. В дальнейшем общение вылилось в первую поездку, в ходе которой состоялась встреча с предпринимателями, главой и прокурором  Кильмезского района. На обратном пути из поездки аналогичная встреча состоялась в Немском районе. В обоих районах поставлена задача восстановить советы предпринимателей и определиться с кандидатами на должности общественных представителей уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кировской области. — Будучи кандидатом на должность бизнес-омбудсмена, вы представляли свою программу, которую сейчас предстоит реализовать. Основной акцент   вы предлагали делать на “построении мостов” между властью и бизнесом…- Давайте сначала поговорим о “сжигании мостов”. Что необходимо изжить, так это привычку муниципальной власти судиться с предпринимателями. Я за досудебное урегулирование вопросов. Конечно, абсолютно все проблемы без суда не решить, но большую часть все же можно. В районах области ряд спорных вопросов осложняется так называемой местечковостью: там  каждый другому брат, сват, кум, зять и вроде как не помочь своему, как не выступить в том или ином спорном случае за него. Я бы обратился к главам муниципальных образований: когда вы приходите служить народу своего района (в том числе и предпринимателям), то и нужно служить всем, учитывать интересы каждого.  И уж если не можете помогать, то хотя бы не мешайте, не используйте административный ресурс, контролирующие органы.- Не секрет, что зачастую представители власти видят в предпринимателях в первую очередь субъект благотворительности…- Согласен. Я сам, будучи предпринимателем, работал в Юрьянском районе и сталкивался с пожеланиями главы муниципального образования помочь, к примеру, школе заменить окна. Поверьте, эти просьбы не от хорошей жизни: когда бюджетных средств в муниципалитетах нет — а большинство из них дотационные, а содержать территорию нужно, приходится главам районов идти к бизнесменам с протянутой рукой. Предпринимателям, наверное, надо относиться к таким просьбам о помощи с пониманием. В принципе в районе все предприниматели как на ладони, и  если бизнес у кого-то не идет, то и за помощью к нему не обратятся.  Ну и не стоит забывать, что сам Бог велел делиться: отдай десятину, не греши. Да и почему не помочь, если есть возможность. Ан нет… ни один глава муниципалитета нож к горлу не приставит. Еще важный момент: главу района — плохого или хорошего — к власти привел сам народ, те же предприниматели. Значит, он им нужен. Ну а раз так, то надо помогать. Если же он не справится со своими задачами, то и от власти его отстранить тоже в их праве. Если предприниматель верит, что при нынешней власти он сможет работать стабильно, что его не выселят, к примеру, из торгового центра, принадлежащего муниципалитету, то и он будет иначе относиться к власти. Вот и установится тот самый “мост”. Да, ты можешь повесить на меня часть своих проблем, рассуждает предприниматель, но тогда создай и мне такие условия, чтобы меня никто не “кошмарил”.- Какие неразрешенные проблемы перешли вам “по наследству” от Сергея Эдуардовича Данеляна, ранее занимавшего должность бизнес-омбудсмена? — Я выделил бы три проблемы: арендные отношения муниципальной собственности, земельные отношения и слишком серьезные требования контролирующих федеральных органов. Они стары как мир, но у любой проблемы, как у медали, есть две стороны: одна — как видит проблему предприниматель, другая — как видит ее же контролирующий орган. Сверхдоходного бизнеса на сегодняшний день в Кировской области (а может, и в России), наверное, не существует, поэтому если сегодня изменилось какое-либо требование, то скорее всего быстро предприниматель исполнить его не сможет: как правило, на это потребуются дополнительные финансовые расходы. Но, с другой стороны, если предпринимателю не указывать на недостатки, то, как показывает практика, он будет “тянуть резину”, не спеша исправиться. То есть, вводя новые требования, нужно давать и время на их претворение в жизнь.- Скажите, а в какой стадии находится ваша идея создания в районах  сети приемных, куда предприниматели могли бы обращаться за оперативным решением своих вопросов?- Идея уже воплощается. Приемные с общественным уполномоченным по защите прав предпринимателей создаются на базе МФЦ, которые работают пока в 14 муниципальных образованиях. Ближайшая задача — охватить все районы. Мы организуем видеоканал, чтобы предприниматели, не тратя время на поездку в областной центр, могли сообщать нам о своих проблемах. Пока это будет сделано в одном из тестовых районов, а затем растиражировано.  — Насколько я знаю, на одном из последних заседаний комиссии по вопросам экономического развития общественной палаты Кировской области была озвучена идея расширения полномочий бизнес-омбудсмена. О чем конкретно идет речь?- Да, в рамках подготовки к заседанию Госсовета РФ по вопросу содействия развитию малого и среднего бизнеса в регионах такое предложение обсуждалось. Эта инициатива была направлена в адрес Госсовета. Я считаю, что мной пытаться подменить прокуратуру, ГФИ и другие государственные органы не нужно. Полномочий у меня как бизнес-омбудсмена достаточно. Например, у предпринимателей есть право обратиться ко мне, и я буду представлять их интересы в суде. Но ходить за бюджетные деньги по судам — не лучший вариант.   Поэтому я использую данное мне телефонное право: обговаривать все вопросы прежде, чем получать официальные письменные ответы — это дает возможность знать ответ заранее, а значит, действовать оперативно, в зависимости от ситуации. Кабинет уполномоченного по защите прав предпринимателей не должен быть комнатой их моральной разгрузки (пришли, пожаловались и ушли). Пока они идут, я должен на 80 процентов знать решение их проблем.- Напомните, как попасть к вам на прием и какова сама процедура подачи жалобы?- Жалобу можно подать как устно (по телефону), так и письменно. Излагается она в свободной форме и должна содержать суть конфликта. Если у предпринимателя есть  относящиеся к делу документы, то их также необходимо переслать факсом или по электронной почте. Как говорится, добро пожаловаться! Вместе мы найдем выход из практически любой проблемной ситуации.

P.S. Что думают о своем защитнике сами предприниматели?

В чем видят первоочередную задачу бизнес-омбудсмена? С решения каких проблем предлагают начать? В какой поддержке нуждаются?

Дмитрий  Русских, генеральный директор ООО “Компания Вятка-уголь”, депутат Законодательного Собрания Кировской области:

— Запустить процесс развития предпринимательства в Кировской области — одна из первоочередных задач на сегодня. Во всех развитых странах основной налогоплательщик — малый бизнес. У нас последние лет 10 происходит торможение развития предпринимательства, что в конечном итоге сводит на нет число желающих заниматься бизнесом. Необходимо запустить обратный процесс, поскольку именно бизнес дает и налоги, и рабочие места. К тому же в любом по масштабу кризисе лучше выживает именно малый и средний бизнес, а не крупные государственные или олигархические компании. Я бы выделил блок самых актуальных проблем, с которыми необходимо работать бизнес-омбудсмену: отношение чиновников к малому и среднему бизнесу, взаимоотношение с фискальными органами (в частности, с налоговой) и взаимоотношения с банками. О поддержке малого и среднего бизнеса говорится много, но, на мой взгляд, не делается почти ничего. Какую помощь ждет бизнес? Он ждет налаживания  диалога. Если государство по-настоящему заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства, то оно должно видеть в  бизнес-омбудсмене дипломата-переговорщика, который объяснит и докажет бизнесу, что в его развитии действительно  нуждаются все — и банки, и налоговая система, и чиновники. А потому предпринимателей не кошмарить нужно, а помогать им. Повторюсь, в последние годы я этого не замечаю. Кстати, я сторонник того, чтобы  бизнес-омбудсмен работал на общественных началах, а не за деньги из областного бюджета.

Андрей Маури, председатель совета Кировского регионального отделения общероссийской общественной организации “Деловая Россия”:

— Основная задача бизнес-омбудсмена определена названием —  защита прав предпринимателей. Защищать сегодня есть от кого. Многочисленные орды проверяющих всех мастей надели на глаза чёрные очки и плотно залепили уши воском. Сигнал Президент Владимира Путина для них не указ. Именно такое создаётся впечатление, когда встречаешься с коллегами-предпринимателями. Вместо конкретной работы бесконечные проверки, ответы на запросы, ворохи бумаг сковали практическую деятельность. Первое и главное — не мешать, дать бизнесу работать. Хочу пожелать Андрею Вавилову активности. Не только в вопросах реконструкции “Центрального рынка”, где от него ничего не зависит, а прежде всего — в вопросах помощи реальному производственному бизнесу. Бизнес ждёт от Вавилова, чтобы он был неудобен чиновнику и одновременно  мог представлять интересы предпринимателей, с тем же чиновником договариваясь. Именно так, ни много ни мало. Для этого нужны характер и воля, авторитет прожитых лет. Надеюсь, всё это у Андрея Вавилова есть.

Валерий Туруло, председатель комитета по экономическому развитию, промышленности, торговле и предпринимательству Законодательного Собрания Кировской области:

— Думается, Вавилову на новом посту целесообразно было бы проанализировать существующую проблематику, обобщить и предложить план мероприятий, включающий в том числе создание системы консолидации предпринимателей. Первейшей мерой поддержки с его стороны должно стать способствование созданию сети реализации товаров местных производителей и обеспечение условий для пополнения оборотных средств реальному сектору экономики (выделение субсидий и дешевых кредитов). Бизнес ждет от Андрея Вавилова объективности в оценке возникающих проблем и рациональности в их решении. Необходимо   максимально включить потенциал предпринимателей.

Андрей Николаевич Вавилов. Личное дело

Образование. Техническое училище. Кировский политехнический институт (ВятГУ): специальность “электронные вычислительные машины”, квалификация инженер-системотехник. Финансовая академия при Правительстве РФ: финансовый менеджмент (профессиональная переподготовка). НОУ ВПО “Московский психолого-социальный университет”: специальность “государственное и муниципальное управление”.День рождения: 22 июля 1966 г.Ступени трудовой биографии:1983 — 1984 гг. — завод “Сельмаш”, электромонтер автоматических линий;1984 — 1985 гг. — приборостроительный завод, монтажник радиоаппаратуры и приборов;1994 — 2008 гг. — ЗАО “Вятка-Эко”, главный бухгалтер, финансовый директор;1999 — 2014 гг. — научное предприятие “Вятский агроконцерн”, исполнительный директор;2002 — 2004 гг. — Кировский фонд поддержки малого предпринимательства, директор;2001 — 2010 гг. — ООО “Юрьянская мебельная фабрика”, финансовый директор, генеральный директор;2010 — 2014 гг. — ФГБОУ ВПО “Вятский государственный университет”, советник при ректорате;23.12.2014 г. по н.в. —  уполномоченный по защите прав предпринимателей Кировской области.

Ирина МАШКИНА