Алексей Помаскин

Экс-начальник финансового управления Кировской области Алексей Помаскин — о необходимости повышения в условиях кризиса исполнительской дисциплины и персональной ответственности, а также о предстоящих трудностях исполнения областного бюджета и ненужной дипломатии при оценке российского антикризисного плана

Алексей Михайлович Помаскин в представлении не нуждается. Работал начальником финансового управления администрации Кировской области, председателем Контрольно-счетной палаты, заслуженный экономист РФ, он был при деньгах не одно десятилетие. Правда, при деньгах бюджетных, за которые бился, как за свои, составляя проекты бюджета, организуя его исполнение, контролируя расходование денежных средств. Позднее не давал покоя многим, в том числе областному правительству, проверяя, находя ошибки, вынося замечания.Сегодня Алексей Михайлович на заслуженном отдыхе. Но сказать, что он отошел от дел и перестал владеть экономической ситуацией в регионе, язык не поворачивается. Профессионалы бывшими не бывают, а если человек еще и душой болеет за будущее региона, он просто не позволит себе стоять в сторонке от происходящего.А. М. Помаскин, прочтя в “Вятском крае” от 13 января этого года публикацию “В Новый год мечтать не вредно, или Что нас ожидает завтра”, изложил свою точку зрения на развитие области.- Алексей Михайлович, 10 лет вы не руководите областным финансовым управлением, но, по-моему, за это время мало что изменилось: как и прежде, регион стоит перед Москвой с протянутой рукой.  Темпы развития экономики области не радуют, а общеэкономическая ситуация в стране вообще пугает — снова кризис.  — Да, ваша оценка совершенно точна. Момент действительно настолько сложный, что даже иной раз пожалеешь, как же так вышло, что мы опять попали в такую ситуацию. С исполнением областного бюджета никогда не было просто, а сейчас станет еще сложнее. Минфин ставит регионы в определенные рамки, требуя сокращения дефицита. Любопытный момент: Москва 10 лет молчала, видя, как регионы брали и брали кредиты сверх всякого Бюджетного кодекса. И вдруг спохватились, в этом году нужно наполовину сократить дефицит бюджета, чтобы на следующий год вообще его ликвидировать. Это значит — урезать придется очень и очень сильно. План по доходам в бюджет области я бы назвал не очень реальным, выполнять его будет крайне сложно. В сложившихся условиях областной власти, прежде всего — самой, нужно бы показать пример экономии. Вместо этого народ узнает о создании министерств, у губернатора появляется десяток заместителей. Немного вся эта реорганизация несвоевременна. Специалисты правительства полгода до реорганизации толком не работают, а обсуждают кого куда переведут и кого сократят.И вообще в эффективности данного 10-процентного сокращения  аппарата верится с трудом. Как это бывает спустя какое-то время, придет этот самый новоявленный министр к губернатору и скажет: “У меня не хватает людей на этом и на другом направлениях работы, возросли полномочия и задачи”. Придется добавлять штатные единицы, и с большой долей вероятности к концу года от экономии не останется и следа.И такое количество заместителей губернатора — это, на мой взгляд, выглядит сложно и неэффективно. Не более 4-5 заместителей даже с точки зрения управленческой науки, отвечающих за крупные направления работы, — так было бы правильно.Возвращаясь к теме областного бюджета, добавлю, что самыми сложными скорее всего станут осенние месяцы. В антикризисном плане РФ записали 162 миллиарда рублей на помощь регионам, но сколько какому достанется, в какой форме будут выделены эти средства… все очень конъюнктурно и проблематично.  — В публикации “В Новый год мечтать не вредно, или Что нас ожидает завтра” советник генерального директора ОАО “Вяткаагроснаб” Геннадий Спиридонович Репин перечисляет стратегически важные, на его взгляд, направления, реализация которых даст толчок развитию региона. Среди них реконструкция магистрального газопровода Оханск — Киров, строительство Верхнекамского химкомбината по производству сложных минеральных удобрений и прочее. Вы согласны с точкой зрения Репина?- В принципе да, уточню: о развитии данных направлений разговор ведется давно. К примеру, вопрос по железной дороге Яранск — Котельнич активно муссировался еще при Бакатине, программа “Вятский лен” —  при Сергеенкове. Планы эти давние и, на мой взгляд, правильные, но остающиеся до настоящего времени мечтами. И газификация более быстрыми темпами нужна региону, и удобрения вятской земле… Владимира Ниловича Сергеенкова за многое можно уважать , к примеру, за те же удобрения, которые с химкомбината шли напрямую нашим крестьянам в счет определенной части налогов химкомбината. И цены на них были разумными. Сейчас 80 -90 процентов наших удобрений поставляем за границу —  Европа в них нуждается. А чем наши земли удобрять будем?Мне видится два принципиально важных стратегических направления — это лесное и сельскохозяйственное. И в этом нет ничего нового, со мной согласятся большинство опытных и авторитетных людей области. Мы как-то стали забывать, что область наша сельскохозяйственная и люди на селе еще есть, причем настоящие труженики. И леса у нас немало, лесосечный фонд мы никогда не выбирали даже наполовину. Если серьезно заниматься переработкой древесины, то жить региону можно очень неплохо. Прочел недавно информацию: контрольно-счетная палата проверила отдельные моменты в лесном комплексе и выявила кучу нарушений. Возникают вопросы: а почему допущены эти нарушения? кто контролировать-то должен? где правительство области было?По селу тоже разумнее надо бы поступать, “не распыляя” финансирование на десяток различных программ, а вкладывая деньги в инфраструктуру, в сельские дороги, в развитие социальной сферы: не ликвидировать больницы, школы, а стараться сохранить их. Иначе, если даже деньгами сельхозпредприятиям помогать, работать в них будет некому — не захотят люди жить в тех условиях, которые на селе сегодня. Ну и то, что деньги по различным федеральным программам перепадают только крупным товаропроизводителям — тоже определенный перекос. Правильней бы поддерживать средних, которые пока еще не скатились в банкроты. Больше советоваться с теми, кто работает на земле, прислушиваться к их мнению. У нас есть, без преувеличения, выдающиеся руководители сельхозпредприятий. Недавно отметили 50 лет сельхозпредприятию “Октябрьский” Куменского района. Все, кто знает результаты работы этого предприятия, признают огромный многолетний труд его руководителя Николая Николаевича Рослякова. Так,  власти,  представьте его к высшим государственным наградам, к званию Героя России. Неужели заслуги награжденного орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени 25-летнего сотрудника “Роснефти” Ивана Сечина (сына главы “Роснефти” Игоря Сечина) больше, чем у Рослякова?..- Про промышленность что скажете? Складывается такое впечатление, что ее развитие целиком зависит от Федерации, а область скромно стоит в сторонке?- Во многом это действительно так. Влиять на крупное промышленное производство область в принципе не может. Есть федеральные заказы — отлично, предприятия работают, нет — стоят. Можно, конечно, и нужно направлять письма в Москву, обращаясь в соответствующее министерство за помощью, но, на мой взгляд, областные департаменты промышленного и экономического развития — органы слабоватые. Посмотрите по тем же промпаркам — ну что за безобразия творятся: никто ничего не контролирует, ни с кого не спрашивает. Даже, наверное, плохо понимают, чем заниматься нужно. Бывает, спрошу как бывший коллега, как такой-то вопрос решается,  в ответ: мы письмо направили в такое-то министерство. А давно направили? Полгода назад. И что? Ответа пока нет. Ну а дальше что? Так ничего — ждем. Это пример работы для “галочки”. За ответом надо ехать, писать еще и еще, возможно — выше. Опять же вспоминаю Сергеенкова — вот кто в Москву ездил по делам результативно, так это он.  Уедет и сидит там в приемных министров, в том же Минфине, до тех пор, пока не сдвинет решение вопроса с места.Нужно серьезно и очень конкретно заниматься вопросами реальной экономики — производством. Предоставил губернатор промышленным предприятиям льготы, так это ж значит, он, по сути, получил возможность требовать любую отчетность, причем не раз в год, а в режиме реального времени.  Тех же директоров предприятий собирай ты каждый квартал, интересуйся, кто чем живет, в чем нуждается? На мой взгляд, пока такой тесной связи нет.- Зато власть активно строит “мосты” с малым бизнесом.- Согласен, я бы сказал даже, что внимания малому бизнесу уже чересчур много. Тот же антикризисный план разрабатываем, так уж обязательно акцент на малом бизнесе делаем. Но он и в кризис выживет, если ему просто не мешать. Но ведь мешают: то изменения в налоговое законодательство в сторону ужесточения вносят , то правила какие-то для бизнесменов меняют. И вот это дерганье нервирует и выбивает людей из колеи. Но нельзя не сказать и о другом: носится государство, область с малым бизнесом как с ребенком, а дитя-то наглеть стало. Зачастую налоги кто не платит? Он. В районах области это особенно заметно, где все бизнесмены на виду. Почему налоги не платишь? — вопрос бизнесмену. Так живу плохо — ответ. Приглядишься, а где плохо-то: и магазинчик у него работает, и особнячок выстроен, и авто крутое. А налоги не платит — денег нет. То есть один работает, борется с трудностями, честно платит налоги, а другой считает себя умным и ничего не платит. И здесь-то нет справедливости.- Алексей Михайлович, не могу не спросить ваше мнение по поводу обнародованного российским правительством антикризисного плана.- Антикризисный план Правительства России эксперты оценивают очень дипломатично: есть положительные, есть отрицательные моменты. Мне кажется, этот план мог составить рядовой специалист — дали ему определенную сумму средств, он ее раскидал по направлениям — и все дела. А где же эксперты-академики, научные институты Правительства? Где глубокий анализ ситуации, реальное прогнозирование, система контроля? Все это очень несолидно и очень опасно, если у нас такой уровень государственного управления. А антикризисные планы на уровне регионов будут чистой формальностью. Хочется высказать одно соображение: почему правительство Примакова в 1998 году достаточно быстро и эффективно преодолело экономический кризис. Первое и принципиальное решение носило  на первый взгляд чисто бюрократический характер — повышение исполнительской дисциплины и персональной ответственности. Не выполнил в срок и качественно указ или указание президента или премьер-министра, значит, забрал свой портфель — и иди на выход. Действие оказалось очень эффективным. И сейчас, по-моему, самое время для установления даже не жесткой, а жестокой дисциплины и ответственности и контроля на всех уровнях власти, поскольку ситуация в стране и в области исключительно серьезная.

Ирина МАШКИНА