Жители Магнитогорска раскритиковали систему питания в детских садах и школах города. Их удивляет, что город, в котором есть производства продуктов питания, не может достойно накормить детей. Также горожане сообщают об исчезновении из меню творожных запеканок, яичных омлетов и ряда других продуктов. Об этом они рассказали в популярной группе «Текслер, помоги!» в «ВКонтакте».
Горожане задаются вопросом, кто же занимается составлением меню и неужели «Горторг хочет, чтобы дети ели баланду»? В результате воспитанники детсадов днем ходят голодные, а в школах ребята вынуждены покупать еду в автоматах и ближайших ларьках. В комментариях родители предлагают приходить в школы и снимать пробу, а в случае, если блюда действительно оказываются невкусными – писать жалобы. При этом оказалось, что проблема качества и вкуса школьной еды актуальна и для Челябинска.
Аналогичные проблемы с питанием в соцучреждениях характерны и для других регионов, причем не только дотационных, но и тех, которые являются донорами. Это позволил выявить опрос, проведенный группой Russian Field совместно с АНО «Институт отраслевого питания». В нем приняли участие 1251 респондент из 16 субъектов – родители детей 3-5 классов. Оказалось, что питанием школьников не всегда довольны даже в более «богатых» Санкт-Петербурге, ЯНАО, и Тюменской области.
Опрос проводился в связи со вступлением в силу Закона о бесплатном горячем питании в начальной школе. Оказалось, что наиболее высок процент тех, кто считает, что после введения закона ситуация лишь ухудшилась, именно в Северной столице, Башкирии и Тульской области. Также в Санкт-Петербурге и Тыве дали наиболее низкие оценки качеству горячего питания. В этих же регионах, а также в Тюменской и Брянской областях, среди основных проблем питания называли невкусную еду, недостаток разнообразия продуктов, подачу остывших блюд и наличие нездоровой пищи в столовых.
При этом в Санкт-Петербурге больше половины респондентов ничего не знают о существовании родительского контроля и лишь 8% принимают в нем участие. А половина тех, кто в курсе о его существовании, не считает это эффективным инструментом. Как итог – на своих тарелках учащиеся вместе с завтраком могут обнаружить, например, червей. Случай произошел совсем недавно в школе №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Кстати, в опросе не участвовали жители Москвы и Татарстана. Их намеренно не включили в список регионов, так как внедренная там система питания давно признана эффективной. Школьное питание в этих регионах организовано с привлечением профессиональных комбинатов, чью деятельность контролирует Роспотребнадзор и Россельхознадзор, а в случае со столицей – еще и Госинспекция по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Кроме того, предусмотрен родительский контроль: родители через сайты госуслуг и московского правительства могут добавлять либо убирать из рациона своих детей определенные блюда, пополнять счет своих детей, а при желании и лично прийти в школу и попробовать то, чем кормят детей.
С 2013 года в столице действует проект «Мой школьный ресторан». Его цель – повышение культуры питания детей, приучение их к полезной и здоровой пище, а также превращение столовых в место общения и отдыха учеников. Кстати, дизайн-проекты для обеденных зон разрабатывают сами школьники со своими учителями. По данным на 2020 год к проекту присоединилось 120 учебных заведений. Школьные рестораны получают определенную тематику как в дизайне, так и в меню. Это может быть «молекулярная кухня», «космические войска», «времена года», «поэты Серебряного века» – в зависимости от темы на стенах появляются соответствующие картины, а столы, стулья и даже посуда – подбираются в цвет дизайну.
Например, столовая в школе № 2005 превратилась в маленькую Италию, в школе № 1287 обеденный зал стилизовали под московский дворик, а в центре инклюзивного образования «Южный» дизайн ресторана вдохновлен видами музея-заповедника «Царицыно». Все блюда для питания юных москвичей разрабатываются технологами с привлечением врачей-диетологов и соответствуют всем требованиям СанПиНа. Поэтому родители могут не волноваться о качестве питания своих детей.