22 июня 2019, 15:54

Почему китайская оккупация Дальнего Востока - миф

 

«Китайская угроза« на Дальнем Востоке — распространенная »страшилка» в России; примерно с 2000 года множатся тревожные материалы в прессе, по теме высказываются и серьезные издания экономического профиля, и патриот-бесогон Никита Михалков.

Не являются секретом эти российские тревоги и для соседних стран. Исследователь из Токийского университета попытался разобраться, существует ли вообще такая угроза.

 

Да, соглашается исследователь, численность населения российского Дальнего Востока и соседних китайских провинций разнится в 20 раз; но само по себе это не является поводом к чему-либо; значительно больше значит экономика.

По распространенному в России мнению, китайские националисты до сих пор злятся от того что 200 лет назад регион был передан России по неравноправному договору; отчасти такое действительно имеет место, но следует отметить, что китайский национализм как таковой — под плотным контролем правящей КПК.

 

Что касается экономики, то Китай представлен на Дальнем Востоке, в основном, мелкими и средними торговцами, они очень мобильные, в отличие от крупного бизнеса, и столкнувшись с недостаточной прибылью, быстро сворачивают бизнес и уезжают.

Тут следует добавить, что, действительно, товары в регионе почти исключительно китайские; но и это само по себе ни о чем не говорит — ведь не захватила же Турция часть России из-за того что какое-то время тотально доминировала например на рынке кожаных изделий.

 

Далее, продолжает исследователь в The Diplomat, немаловажный факт - в последние годы, при неформальной поддержке, либо даже по прямому указанию Кремля, местные власти и правоохранительные органы усиленно проверяют китайских бизнесменов, накладывают штрафы за «нарушения» и т.д.

Издержки китайских бизнесменов постоянно растут, и здесь виден еще один фактор, возможно главный — девальвация рубля почти вдвое, которая резко снизила рентабельность китайско-российской мелкооптовой торговли.

Имеет значение и очень слабый, если вообще существующий, рост покупательной способности россиян на Дальнем Востоке в эти годы. По сравнению с рынком самого Китая, и соседних стран Юго-Восточной Азии, которые динамично растут, российский рынок похоже имеет малые перспективы, и уже сейчас почти не привлекает «новичков« из КНР, в то время как »старые» бизнесы показывают тенденцию сворачиваться, из-за перечисленных выше издержек.

Что касается крупного китайского бизнеса, по поводу которого в России также бытуют страхи, то его присутствие не означает массового переселения китайцев из КНР - автоматизация и механизация делают свое дело; китайские компании уже достаточно развиты, чтобы не полагаться на массовую и низкоквалифицированную рабочую силу, которую, по распространенному в РФ убеждению, якобы завозят сотнями тысяч.

Все это формирует «патологическую спираль» на Дальнем Востоке — региональный совокупный спрос быстро уменьшается, как и численность населения, и китайский бизнес, от крупной корпорации до торговца на рынке, вынужден на это реагировать, и реагирует он обычно — уходом.

Таким образом, реальное положение дел на Дальнем Востоке весьма далеко от образа, созданного в СМИ и бытующего в коллективном сознании населения России.

Обзор в японском The Diplomat написан автором Xiaochen Su, доктором наук (Ph.D.) в Токийском университете, специалистом в вопросах миграции, ранее работавшим в Восточной Африке, на Тайване, в Южной Корее и Юго-Восточной Азии.

 

Поделитесь новостью со своими друзьями!
Добавьте «Вечерний курьер» в источники