В России насчитали шесть вымерших и заснувших языков

  • 4 февраля 2024, 11:28
  • Андрей Воронов

В России насчитывается 155 живых языков. Таковы данные Всероссийской переписи населения, которая проводилась осенью 2021 года. 

Отвечая на вопрос, какими языками они владеют, респонденты указали пять языков, которые лингвисты называют исчезнувшими. Речь идет о таких языках, как алеутский, керекский, айнский, сиреникский и югский. Причем один классифицируемый как заснувший (орочский). Это следует из документа «Список языков России в итогах Всероссийской переписи населения», который был представлен специалистами Института языкознания РАН (документ датирован 28 декабря 2023 года). 

Согласно опросу, 43 человека владеют орочским языком, который относится к тунгусо-маньчжурским языкам. Последний его носитель умер в 2008 году, но не исключено, что остались люди, понимающие этот язык. Около 170 человек владеют айнским языком, четыре человека – керекским, двое – сиреникским, семеро – югским. 

Интересный факт: Айнский язык исчез в начале XX века, а некоторые потомки айнов, переселившиеся на Камчатку, заявили об айнском как о своем языке, хотя не говорят на нем уже несколько поколений. Керекский язык, распространенный некогда на Чукотке, исчез в период между 1991 и 2005 годом. С начала XX века в России исчезли 15 диалектов. Около 10% находятся на грани исчезновения. Более 60% приближаются к этой границе. И только 7% признаны благополучными.

  • Новости России


Xpeng запускает гибридный автомобиль Kunpeng с рекордным запасом хода в 1400 км

  • 6 ноября 2024, 13:45
  • Светлана Колиманова
Фото: © xpeng.com

Китайская компания Xpeng представила свою новую разработку — гибридный автомобиль Kunpeng, который обещает своим владельцам впечатляющий запас хода в 1400 километров. Этот «суперэлектрический» гибрид сочетает в себе электрическую тягу и двигатель внутреннего сгорания, что позволяет подзаряжать батареи в процессе движения. Данная инновация нацелена на решение проблемы недостаточной зарядной инфраструктуры, особенно в странах, где она не так развита, как в Китае.

Основатель Xpeng, Хэ Сяопэн, подчеркнул важность адаптации технологий к различным условиям.

«Мы наблюдаем, что в ряде стран зарядные станции не так распространены, как у нас. Поэтому мы разработали гибридную систему, которая может работать эффективно в разных условиях», — отметил он во время онлайн-презентации новинки.

Это делает Kunpeng привлекательным выбором для покупателей, стремящихся к длительным поездкам без необходимости частой подзарядки.

Интересный факт: несмотря на то, что гибридные технологии существуют уже несколько десятилетий, именно современные разработки, такие как Kunpeng, могут значительно изменить представление о дальности пробега и удобстве использования электромобилей. С каждым новым шагом китайские производители продолжают устанавливать новые стандарты в автомобильной отрасли, делая электромобили более доступными и практичными для массового потребителя.

С запуском Kunpeng Xpeng следует примеру других китайских автопроизводителей, таких как Li Auto и Nio, которые также активно развивают технологии с увеличенным запасом хода для гибридных автомобилей. Это решение позволяет сократить количество используемых батарей, что особенно актуально на фоне растущих цен на материалы для электромобилей. В условиях глобального дефицита ресурсов такая стратегия может оказаться весьма эффективной.

  • Автомобильные новости


В России вводят новый стандарт подготовки операторов беспилотников

  • 6 ноября 2024, 14:31
  • Светлана Колиманова
Фото: freepik.com

Обновление образовательных стандартов

Министерство просвещения Российской Федерации представило проект приказа, который вводит новый федеральный государственный образовательный стандарт для подготовки специалистов в области летной эксплуатации беспилотных авиационных систем (БПЛА). Этот стандарт, обозначенный как специальность 25.02.11, нацелен на повышение качества подготовки кадров в быстро развивающейся сфере беспилотной авиации.

Формат обучения и требования

Согласно новому стандарту, обучение операторов БПЛА будет проводиться исключительно в профессиональных образовательных учреждениях и вузах. Программа доступна для выпускников 9 и 11 классов и предполагает очную форму обучения с возможностью использования электронных и дистанционных методов. Практическая подготовка станет важной частью курса, составив не менее 900 академических часов, что обеспечит студентам необходимые навыки для работы в данной области.

Сроки обучения варьируются в зависимости от базового образования:

  • Для выпускников 11 классов — 2 года 10 месяцев.
  • Для выпускников 9 классов — 3 года 10 месяцев.

Области деятельности выпускников

Программа подготовки охватывает несколько ключевых направлений, включая:

  • Летную эксплуатацию беспилотных воздушных судов (оператор БПЛА).
  • Управление группами БПЛА с выполнением функций командира экипажа (оператор группы БПЛА).
  • Обучение экипажей беспилотных систем (инструктор для операторов БПЛА).

По завершении обучения студенты будут проходить государственную итоговую аттестацию, которая может быть представлена в виде государственного экзамена или получения диплома. Это даст возможность выпускникам работать не только в области транспорта, но и в других сферах, соответствующих их квалификации.

Перспективы и интересные факты

Согласно прогнозам, рынок беспилотных летательных аппаратов продолжает стремительно расти, что создает высокий спрос на квалифицированных специалистов. Интересный факт: по данным аналитических агентств, к 2025 году объем мирового рынка БПЛА может достигнуть 43 миллиардов долларов, что подчеркивает важность подготовки профессионалов в этой области. Новый образовательный стандарт станет важным шагом к удовлетворению потребностей рынка и развитию технологий беспилотной авиации в России.

  • Новости России


SCMP: в Китае создали оружие с лучами, похожими на суперлазер «Звезды смерти»

  • 6 ноября 2024, 13:33
  • Светлана Колиманова
Фото из открытых источников

В Китае была представлена новая система вооружения, которая вызывает ассоциации с легендарным оружием из «Звездных войн» — «Звездой смерти». Согласно информации, опубликованной в South China Morning Post, китайские ученые разработали мощное микроволновое оружие, способное эффективно поражать цели с использованием высокоточных энергетических лучей.

Эта инновационная система состоит из нескольких транспортных средств, которые излучают микроволны. Эти волны объединяются в мощный энергетический поток, что позволяет точно нацеливаться на выбранные объекты. Достижение такой точности стало возможным благодаря технологии сверхточной синхронизации, которая минимизирует погрешности определения местоположения до нескольких миллиметров и обеспечивает временную синхронизацию с точностью до 170 пикосекунд.

Устройство включает семь передающих платформ, расположенных на западе Китая. В ходе испытаний было подтверждено, что эта система способна подавлять сигналы GPS и других спутников, что открывает новые горизонты для военных операций. Исследователи использовали оптические волокна для соединения временных устройств на платформах, что позволило преодолеть сложности, связанные с объединением электромагнитных волн от различных источников.

Разработка данного микроволнового оружия подчеркивает высокий уровень технологических достижений в области военной техники и электромагнитных технологий. Этот проект может оказать значительное влияние на международную безопасность и военно-техническое сотрудничество, поднимая вопросы о балансе сил в глобальном масштабе. Интересно отметить, что подобные технологии могут также найти применение не только в военной сфере, но и в гражданских исследованиях, открывая новые возможности для научного прогресса.

  • Новости Технологий


Сервис для авто: официальные центры против «гаражных» СТО — где дешевле и лучше?

  • 6 ноября 2024, 13:16
  • Светлана Колиманова
Сервис для авто

Обслуживать автомобиль можно у официального дилера, на независимой СТО или у частника в гараже. В целях экономии многие выбирают второй или даже третий вариант, но действительно ли это дешевле? Сравниваем услуги и цены, обсуждаем риски.

Где и как обслуживать свой автомобиль

Самый простой выбор у владельцев новых автомобилей из салона: по условиям гарантии такие машины нужно обслуживать только на СТО официального дилера непосредственно пока действует гарантия. 

После того, как гарантия закончится, выбор расширяется: можно остаться у дилера или сменить станцию на ту, что ближе к дому, удобную или дешёвую. Можно вообще проводить техобслуживание своими силами или у знакомого в гараже, который, по отзывам, и «делает хорошо, и берёт недорого». 

Всегда ли место определяет уровень сервиса? Решайте сами:

Станции техобслуживания официальных дилеров

Работают по регламенту, установленному производителем автомобиля. Персонал проходит обучение и регулярные аттестации. Качество запасных частей тоже под контролем: их поставляют только авторизованные производители. 

На таких СТО всегда есть всё необходимое оборудование от смотровой ямы до балансировочных стендов, подъёмников и сканеров для подключения к бортовому компьютеру вашего авто. Услуги оказываются с гарантией, а их перечень практически неограничен: от замены масла до капитального ремонта.

Услуги обычно дороже, чем в простых мастерских, но это объясняется качеством, гарантиями, а ещё сопутствующим сервисом — пока в машине меняют масло, вы можете, например, выпить кофе в комнате отдыха. 

Независимые СТО

Частные компании, предлагающие услуги ремонта автомобилей. Набор услуг у них может быть примерно равным официальным СТО, но есть одна разница. Здесь никто не обязан соблюдать регламенты производителя и переаттестовывать персонал. Не факт, что у механика вообще есть профильное образование, может, он слесарь, но вот руки у него «золотые», а потому обслужить «ходовую» к нему едут из разных уголков города. 

Ещё один нюанс техобслуживания на таких станциях — запчасти. Никто не заставляет мастеров ставить именно оригиналы или допущенные производителем аналоги, а потому в ход могут идти бюджетные запчасти. Безусловно, выбор всегда за владельцем авто, но есть риски получить расходники более низкого качества. 

Сервис на таких СТО обычно дешевле, гарантии — тоже есть, ведь это составляющая репутации. Отремонтировать здесь можно практически всё — и кузов, и двигатель с коробкой, и электронику с кондиционером. Главное, чтобы были запчасти, но такие СТО обычно разрешают купить их самостоятельно. 

Гаражные мастерские 

Частные сервисы, организованные группой энтузиастов или даже каким-то одним механиком. Несмотря на обилие профессиональных автосервисов, «гаражи» всё ещё существуют и никогда не исчезнут. 

Во-первых, здесь обычно дешевле. Мастера, работающие в своем гараже, не платят аренду и зарплату, у них нет расходов на воду в кулере и содержание комнаты отдыха клиентов, как это бывает на СТО. Они берут только за работу — расходники владелец авто приносит свои. 

Во-вторых, в гаражах делают то, за что не всегда берутся мастерские — штучную ручную работу. Здесь может найтись мастер, который не скажет вам покупать новый динамик, а перемотает старый. Или разберёт светодиодный поворотник, чтобы его спаять. Или перешьет руль кожей так, что он будет лучше нового. Или поставит новую музыку вместо штатной, аккуратно напечатав на 3D-принтере недостающие кнопки. 

В гараже также можно заменить масло или даже покрасить крыло, но есть нюансы: 

  • Перечень услуг обычно ограничен. Часто это или ремонт двигателя, или «кузовщина», или ремонт коробки, или заправка автокондиционеров. Работы стоят дешевле, чем на больших СТО, но, чтобы обслужить авто даже к сезону, придётся поездить по городу.
  • Запчасти нужно покупать самому. А это всегда потери времени, а иногда и нервов: если нужного в вашем городе нет, надо искать по другим городам, ждать поставку, а оно приедет и не подойдёт — такое бывает.
  • Нет гарантий. Всё на честном слове. Никто не составляет договор и ничего никому не обещает. Да, есть репутация, но, если что-то пойдет не так, вам даже отзыв оставить негде — «гаражи» в Яндекс.Картах и подобных сервисах, как правило, не зарегистрированы.

Стоит ли экономить на техобслуживании авто

Разумная экономия — основа правильного обслуживания авто. Всегда стоит сравнивать места ремонта — это позволяет получить эксклюзивные услуги и не потратить лишние деньги. 

Выбрать, где можно пройти техобслуживание автомобиля, удобнее всего онлайн. Вам будет предложено несколько проверенных СТО в вашем городе, где можно пройти регулярный сервис или записаться на ремонт:

  1. Оставляете заявку, выбираете СТО, записываетесь, оплачиваете услугу онлайн.
  2. В назначенное время приезжаете на СТО и вам оказывают оплаченную услугу. Платить больше ничего не нужно.
  3. Забираете машину и акт выполненных работ, вместе с договором подтверждающий гарантию на оказанные услуги.

Дополнительно можно получить консультацию по стоимости запчастей и другим вопросам быстро и онлайн. Некоторые крупные компании предоставляют возможность оплатить услугу частями.

Реклама ООО «СБЕРАВТО», ИНН 9709054813, erid 2VtzqwiGGzH, возрастное ограничение 0+

  • Автомобильные новости