Путевку в небо он получил вслед за аттестатом зрелости. В июне 1941 года Пантелей Кушков еще выпускник Нововятской средней школы, а в первые дни войны уже направлен на учёбу в Ленинградскую лётную школу. Окончив затем и авиационное училище, в 1942 году он отправляется на Дальний Восток. Ритм жизни молодого человека в то время был напряженным: учеба и служба в экстремальных условиях, первые потери боевых товарищей, тревожные, неотступные мысли: “Когда же закончится эта проклятая война?”

В конце марта 1944 года в селе Павловка Чугуевского района Приморского края при взлете с аэродрома на боевое задание потерпел катастрофу тяжелый бомбардировщик 971-го авиационного полка 33-й авиадивизии. На борту находились девять членов экипажа, 16 авиабомб и восемь с половиной тысяч патронов крупного калибра. Самолет, потеряв управление, упал на землю. В живых остались только двое: Пантелей Кушков и Алексей Порубов, которого Кушков вытащил буквально из горящего самолета.Погибших похоронили с воинскими почестями в районе катастрофы. Кушков был награжден медалью “За боевые заслуги”. За неразорвавшиеся 16 авиабомб и спасенную жизнь — медаль в 18 граммов серебра…А потом была мирная жизнь на родной вятской земле. После демобилизации из армии П. Кушков учился в Кировском  механическом техникуме, а   с 1950 года работал на заводе № 41 ( позднее — Нововятский комбинат древесно-волокнистых плит). Сначала мастером, потом начальником цеха, руководителем технического отдела, главным инженером, а с 1957 по 1974 год и директором строящегося предприятия. Еще в 1948 году завод ДВП получил  государственное задание — освоить  выпуск    стандартных брусковых домов. Освоили: в 50-е годы в районы освоения целинных земель было отгружено 785 тысяч квадратных метров жилых домов. Дальше — больше, изготовленные в Нововятске дома были поставлены и в шахтерских поселках  Донбасса, Краснодарского и Ставропольского краев.В 1960 году завод был переименован в Нововятский ордена Трудового Красного Знамени домостроительный комбинат ( ДСК ), позднее — в комбинат древесных плит.В 1966 году Пантелею Петровичу Кушкову было присвоено звание Героя  Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали  “Серп и молот”, на протяжении 30 лет он избирался депутатом Нововятского городского Совета, членом исполкома. Но всегда с особым теплом вспоминал те 15 лет, когда он был директором предприятия, продукция которого была востребована и на целине, и на БАМе.- Проводили большую реконструкцию, осуществили ряд  оргтехмероприятий, перевели один из цехов на двухсменный режим работы. И выпуск пиломатериалов увеличился с 240 до 300 тысяч кубометров в год.Первыми в Советском Союзе освоили выпуск домов. Сначала выпускали брусковые, затем  щитовые — двух- и  четырехквартирные. На конвейерах были установлены датчики, операции следовали одна за другой.  Вместо проектных 40 тысяч квадратных метров выпускали по 118 тысяч кв. метров жилья в год. Поставляли сборные дома не только в Кировскую  область, но и в другие регионы страны.С увеличением лесопиления возросло количество отходов — на предприятии появилась финская установка по изготовлению фиброцементных плит. Советские проектировщики разработали новое оборудование по изготовлению ДВП “мокрым” способом — в 1964 году “под это оборудование был построен специальный цех. Появился на комбинате и новый 8 — рамный лесопильный цех. Встал вопрос об использовании лиственной древесины на ДВП — решили и его. Правда, для изучения положительного опыта пришлось далеко ехать — в США и Канаду…Но в буднях великих строек не забывал Пантелей Петрович Кушков (в быту — Павел)  своих боевых товарищей. Чтобы увековечить их память, он в 80-е годы обратился в архив Министерства обороны, получил официальное подтверждение, что “в день катастрофы самолета семь членов экипажа погибли, а механик  вооружения старший сержант П.П. Кушков получил ушибы”. А вскоре сбылась и мечта побывать в Приморском крае, на месте захоронения однополчан. В августе 1987 года П.П. Кушков посетил село Павловку Чугуевского района, поклонился праху павших товарищей и решил установить памятник.Идею эту поддержало руководство совхоза “Дружба”, старый друг П.П. Кушкова Н.А. Серов, побывавший с ним на Дальнем Востоке. Помощь в установке памятника,  эскиз памятника подготовил сам Кушков, оказали военнослужащие авиачасти Дальневосточного округа и коллектив Арсентьевского авиационного производственного  объединения. И 9 мая 1990 года, в день 45-летия Победы, на месте захоронения летного экипажа открылся обелиск: в зенит уходит символическая взлетная полоса, на которой парит белоснежный бомбардировщик. На мемориальной табличке фамилии погибших. Об этом событии писали в краевой газете “Красное Знамя”, установку памятника назвали  “благородным и святым делом”, говорили добрые слова в адрес вятского домостроителя  П.П. Кушкова, который  всегда восхищался людьми из авиации и сам хотел летать выше,  дальше, смелее…

Юрий Порфирьев, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России