В Кирове вновь побывал писатель Захар Прилепин. Творческая встреча с читателями в библиотеке им. А.И.Герцена была посвящена теме патриотизма. В разговоре об этом нашлось место для обсуждения других деятелей отечественной культуры. Например, Захар удивился тому, «как из человека, наверняка читавшего в детстве пушкинскую «Капитанскую дочку», мог вырасти Андрей Макаревич».

«На все вопросы на свете есть ответы в русской классике. В тех же «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» рассказано уже всё, — говорит Прилепин. — Есть там ответы и по русско-украинскому вопросу. Я не знаю, как человек, прочитавший эти книги, может стать Андреем Макаревичем.  Как можно прочитать русскую литературу, чтобы вырасти человеком с такими взглядами?»Писателя также удивляет позиция миролюбивого Юрия Шевчука, с которыми они раньше приятельствовали, а после крымской и донбасской историй разошлись во взглядах.»Шевчук у нас — как бы Высоцкий нового типа. Но ведь у Высоцкого было столько военных песен, причислить его к гуманистам крайне сложно. А Шевчук в другую сторону пошел — «за добро»: «Братушки, давайте не будем ссориться»… Но пора понять, что нас «братушками» на самом деле никто в мире не воспринимает», — заметил Захар.Гость также напомнил, что в традиции русских писателей было участвовать во всех вооруженных конфликтах того времени — вставать, если надо, на защиту страны. «Когда мы смотрим на историю русской поэзии — предпушкинской и пушкинской поры, мы забываем, что далеко не только Михаил Юрьевич Лермонтов как минимум дважды отправлялся на Кавказ и там воевал, — говорит Прилепин. — На самом деле подавляющее большинство русских поэтов, которые заложили основы культурной традиции, в которой мы живем, большинство из них участвовало в разные моменты своей жизни в тех или иных войнах. И далеко не только в Отечественной войне 1812-го года. Сумароков и Херасков, Державин, Батюшков и Баратынский, Фет, Полежаев, Бестужьев-Марлинский… Сменить перо на саблю не было большой проблемой. А мы все время вспоминаем только Гумилева да Лермонтова. Гуманистическая традиция никогда не была проблемой для того, чтобы встать под ружье». Возвращаясь к патриотизму, писатель сообщил, что в 1990-е в России выросло «целое поколение маугли» — детей, до воспитания которых государству не было никакого дела. Поэтому главным жизненным принципом для молодых россиян стал: «Я никому ничего не должен».Но ситуация все-таки меняется, уверен Захар Прилепин. Ведь: «Выяснилось, что количество мужчин в России, которые способны подъехать на войну в качестве добровольцев, — 50 тысяч человек. Столько человек прошло через Донбасс. Совершенно забесплатно, движимые не наживой, а — исключительно идеалистическими убеждениями. Такие люди в России существуют — готовые в любую секунду поехать и отдать свою жизнь. Можно относиться к этому плохо. Можно считать, что всё это — отвратительно и бандитизм. Что это ужасно… Но факт есть факт».

Александр ВАСИЛЬЕВ, ВК-СМИ.ру