США рассмотрят вопрос о снятии с Кипра эмбарго на поставки оружия. Известно, что в 1987 году Вашингтон ввел запрет с целью урегулировать кипрскую проблему и поддержать объединение разделенного острова. Однако ситуация изменилась после того, как в мире заговорили о запасах энергоресурсов в Восточном Средиземноморье, из-за чего стали резко обостряться отношения между Грецией и Турцией.
В конце минувшего года в США приняли «Закон о Восточно-Средиземноморском партнерстве в области безопасности и энергетики». Документ снимает эмбарго на продажу оружия Кипру и предусматривает создание «Энергетического центра США — Восточное Средиземноморье», в рамках которого должно налаживаться сотрудничество в области энергетики между США, Израилем, Грецией и Кипром.
В начале января этого года, когда было объявлено, что Израиль, Греция и Кипр готовы приступить к реализации планов строительства газопровода EastMed из восточного Средиземноморья в Европу, ситуация резко изменилась.
Как сообщают греческие СМИ, длина EastMed составит 1900 километров, что сделает его самым длинным подводным газопроводом в мире. Введение его в эксплуатацию запланировано на 2025—2026 годы. Газ будет поставляться по Южному коридору в Европу. Турция пыталась остановить такой ход событий, но перед ней выставили несколько условий: отказ от военных действий в северо-восточной Сирии и изменение политики в отношении сирийских курдов-союзников США в борьбе с ИГИЛ, отказ от покупки российских систем С-400 и аннулирование соглашения о судоходстве с Ливией.
Но Турция поняла, что США наносят удар по политическому урегулированию на Кипре и создают для нее еще одну «горячую точку» в регионе.
США пытаются заставить Никосию отказать российским военным судам в праве заходить в кипрские порты, несмотря на соглашение с РФ. Между тем министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидис заявлял, что страна не собирается приобретать американское оружие даже после снятия ограничений на поставки вооружений в республику.
Так или иначе, но Вашингтон и Афины могут усилить давление на Никосию из-за изменения подходов к решению геополитических проблем в Восточном Средиземноморье. Судя по всему, напряжение вокруг Кипра будет нарастать. Как отмечают турецкие СМИ, Анкара стала наращивать свое военное присутствие в Турецкой республике северного Кипра.
Турецкое издание Haberturk отмечало, что в противостоянии в этом регионе мира Турция сталкивается со странами-партнерами по НАТО (Греция, США) и теми странами, с которыми ранее существовало тесное сотрудничество (Израиль). Недавно возник новый фактор для Анкары: Москва, с которой она развивает торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество. Вероятно, в сложившейся ситуации Россия может действовать прагматически, защищая свои национальные интересы, так как она присутствует в Восточном Средиземноморье уже шесть-семь лет.
Известно, что российская энергетическая компания «Новатэк» создала консорциум с итальянской Eni и французской Total для поиска запасов газа в Ливане, российский «Лукойл» приобрел 30% египетского месторождения Зохр. У российских компаний есть право на ведение буровых работ в прибрежных районах Сирии на протяжении четверти века, пишет REGNUM.
Также российские компании ведут переговоры о продаже израильского газа в Восточную Азию в виде СПГ. Турция сейчас задумывается над тем, как повернуть ход событий в свою пользу и ищет союзников. Она хочет либо маневрировать на западном направлении, либо идти на углубление сотрудничества с Россией. Однако, чтобы быть солидарной с Турцией, у России должны быть серьезные причины, которых сейчас попросту нет. Не исключено, что Вашингтону удастся вырвать из рук Анкары лидера турецких киприотов Мустафу Акынджи, склонив его к воссоединению Кипра как двухзонной федерации.