Фото М.Смирнова, vk-smi.ru

Во внеучебное время (школьники и студенты сейчас на каникулах) в Кировской области с визитом побывал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. За один день Дмитрий Викторович успел посетить два детских сада, осмотрел реконструирующийся лицей в Проснице, принял участие в областном межведомственном совещании (в качестве темы выбрали «эффективное управление образовательной организацией на современном этапе») и провел встречу с ректорами вятских вузов.

От последнего пункта программы (встречи с ректорами) пресса ждала открытий и откровений. В первую очередь — относительно судьбы ряда высших учебных заведений Кирова, вокруг которой разговоров и предположений немало. Кого что ждет? Слияние, поглощение, закрытие или благополучное существование, спокойствие за завтрашний день?Услышать все это из «самых первых уст» корреспондентам не удалось: общение с ректорами по существу проблемы — ввиду деликатности и серьезности темы — решили провести без телекамер и диктофонов. За исключением произнесенного в присутствии прессы вступительно-программного слова министра. В нем Дмитрий Викторович вкратце напомнил историю российского образования за последнюю четверть века: в 1990-е годы отечественная система образования пережила кризис, количество людей с высшим образованием в России резко увеличилось (в чем, отметил Дмитрий Ливанов, «нет ничего плохого»), но возник явный дисбаланс по количеству выпускников нужных для государства профессий.

«Филиал филиалу — рознь»

По мнению Ливанова, для исправления ситуации нужно изменить целый ряд подходов к высшему образованию. Вузы и их филиалы пройдут (и уже проходят) через суровую «санацию».- К тем, кто не будет готов отвечать требованиям времени, то есть к тем, кто не готов работать на высшем уровне, будем принимать меры, в том числе административного характера. С сентября прошлого года уже приостановлены 160 лицензий негосударственных высших учебных заведений, — отметил министр. — Конкурентоспособность и качество — вот два основных момента, по которым мы будем оценивать уровень работы вуза.При этом, по словам Ливанова, «охоты» на филиалы не будет.- Филиал филиалу — рознь. Если у учебного заведения имеются материальные ресурсы и интеллектуальные ресурсы для работы, если у них есть свои учебные заведения, какие мы видим здесь (встреча проходила в Волго-Вятском институте (филиале) университета им. О.Е. Кутафина. — «ВК»), то они будут работать и развиваться. А тех, кто не окажется способен, придется закрывать.

О зарплатах и региональном аспекте

Одним из важных факторов повышения качества образования, уверен Дмитрий Викторович, должно стать изменение подхода к оплате труда преподавательского состава. Нужно сделать так, чтобы люди «не отвлекались на подработки на стороне», а получали столько, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на работе в родном вузе. Поэтому оклады должны подрасти и формироваться по следующей схеме: 70 -75 процентов суммы будут непосредственно зарплатой, а 25 — 30 процентов — стимулирующей частью.Еще один момент, которого успел коснуться министр: разворот высшего образования в регионах непосредственно к местным запросам. То есть более четкая подготовка именно тех специалистов, которые нужны «здесь и сейчас». Например, в Кирове одной из специализаций может стать подготовка кадров для ВПК.- Региональные учебные заведения должны поддержать региональные рынки труда, — заключил Дмитрий Ливанов.

Физик в российском правительстве

В состав правительства РФ Дмитрий Ливанов (по образованию он — физик) вошел в мае 2012-го, сменив на этом посту Андрея Фурсенко, которого на тот момент яростно критиковали за ЕГЭ.За ЕГЭ же критикуют и Дмитрия Викторовича. Поводом для очередного шквала нападок стали результаты Единого госэкзамена-2014, на котором значительное количество выпускников школ не смогло набрать минимальный балл (чтобы молодые люди не остались без аттестатов, пришлось снижать минимальные баллы ЕГЭ по русскому языку и математике).За день до визита в Вятку министра образования и науки спросили про отношение к критике и он ответил, что уходить со своего поста не собирается до тех пор, «пока главу правительства и Президента РФ устраивает то, что он делает». При этом глава ведомства заметил, что свое будущее связывает все-таки с научной работой:- Я пришел на чиновничью работу из вуза. Всю свою жизнь я работал в высших учебных заведениях… Всю жизнь занимался наукой, и это — мое самое любимое, самое интересное занятие. Поэтому я совершенно не держусь за кресло министра, за любое другое адмнистративное положение.

Кировский детсад  как образец для всей страны?

В Киров «главный человек по образованию» тоже приехал без всякой «чиновничье-административной атрибутики». С интересом осматривал объекты — строящиеся и реконструируемые. Новый детский сад номер 1 (расположенный в микрорайоне «Солнечный берег»), по мнению Дмитрия Викторовича, вообще подходит, как сейчас принято говорить, для «тиражирования» по всей стране. Открыт детсад был в 2012-м и до сих пор (два года для строительной индустрии — срок приличный) может быть образцом того, как надо строить для детей: есть плавательный бассейн, зимний сад, спортивный и музыкальный залы, просторные игровые веранды и площадки с современными игровыми формами. Все — максимально безопасно: территория находится под контролем систем видеонаблюдения и противопожарной. Есть «тревожная кнопка». После посещения детсада Дмитрий Викторович отметил, что цена детского сада (185,6 миллиона рублей) для здания такого уровня очень эффективна: себестоимость одного детского места невысока, так что детские сады подобного типа можно активно строить по всей России.Следующим пунктом посещения министра стал Просницкий лицей в Кирово-Чепецком районе. Пресс-центр правительства Кировской области напоминает: решение о создании лицея было принято в мае 2010-го. Образовательное учреждение станет по-своему образцово-показательным для Вятки: здесь учащиеся будут углубленно изучать математику, химию, биологию, экологию, русский язык в классах, оборудованных по последнему слову техники. Мобильные и компьютерные классы, интерактивные доски, современная библиотека… Жить ученики будут в блоках из двух комнат по два-три человека в каждой. В свободное от учебы время желающие смогут укреплять здоровье:  есть спортивный стадион с хоккейной коробкой, волейбольная и баскетбольная площадки, футбольное поле, беговые дорожки.

«А может, лучше было поехать в какую-нибудь старую школу?..»

Визитом на «просницкий объект» Дмитрий Ливанов также остался доволен. Министр отметил, что проделанная большая работа хорошо видна. Главное для нового учебного заведения, считает Дмитрий Викторович, успешно пройти адаптационный период, сформировать коллектив педагогов и воспитателей, и тогда уже через несколько лет Просницкий лицей заявит о себе на всю страну.Подробности визита министра в своем Твиттере и в «Живом журнале» описал врио губернатора Никита Белых, сопровождавший Дмитрия Викторовича в поездке и дававший свои комментарии. Интернет-пользователи тут же оживились. — Может, стоило лучше в какую-нибудь старенькую школу съездить — посмотреть, как в обычных вятских учебных заведениях дела обстоят, а не по новостройкам? — подали голоса активные пользователи соцсетей. На что Никита Юрьевич ответил, что, конечно, можно было показать Дмитрию Викторовичу и «самую обычную» школу, но для региональной власти главным было все-таки продемонстрировать, как в области реализуются новые проекты, на которые Москва выделяет деньги. «Смогли реализовать этот проект, сможем и следующий — более серьезный».

Углубленно изучать: не только химию и математику…

Итоги визита в Киров Дмитрий Ливанов оценил положительно. Общаясь с журналистами, министр похвалил Вятку в первую очередь — за большое внимание к обучению талантливых детей, проявляющих особые способности.- Мы считаем крайне важным, чтобы таких школ становилось все больше, — сказал Дмитрий Викторович, — и чтобы при этом расширялся охват талантливых ребят: не только в сфере физики, математики, химии, но и в сфере гуманитарных, общественных наук. Такие проекты мы будем обязательно поддерживать.По словам министра, всё это очень важно еще и потому, что в ближайшее время одним из приоритетов для федеральных и региональных властей станет вопрос доступности школьного образования. Скорее всего, он возникнет в связи с улучшением демографической ситуации в стране…Жизнь потребует создания примерно трех с половиной миллионов новых учебных мест (в дополнение к имеющимся сейчас). «Годами икс» станут 2018 и 2019, когда дети, появившиеся на свет в последние годы, пойдут в первые классы.- Наша задача — обеспечить каждому ученику (вне зависимости от места его проживания) доступность и высокое качество образования, — отметил министр.Примерно того же — доступности образования (но применительно уже конкретно к Вятке) ждали от высокого гостя и кировские власти. В качестве тем для обсуждения на рабочей встрече с Дмитрием Ливановым были выбраны возможность продления для Кировской области федеральной программы по созданию дополнительных мест в детских садах, а также запуск аналогичной программы уже для учреждений общего образования (чтобы она начала работать до 2018-го). Еще одним «чисто вятским» вопросом для Дмитрия Викторовича стало возможное создание базовой кафедры Вятского государственного университета в Омутнинске для подготовки необходимых в металлургической отрасли  специалистов.  Что из этого получится, конечно, покажет время. Как и то, что ждет вятские вузы: слияние, закрытие или все останется, как есть. Вопросы, которые интересовали многих. Но ответы на которые «из самых первых уст» пока услышали только ректоры.

Михаил СМИРНОВ, «Вятский край»