В Уфе третий день на площадке выставочного комплекса ВДНХ-Экспо проходит Уфимский международный салон образования Образование будущего, организаторами которого выступают Правительство Республики Башкортостан и Московский международный салон образования. 9 ноября на площадке Управления образования Администрации ГО город Уфа развернулся большой блок экспонентов по инклюзивному образованию.
В Уфе третий день на площадке выставочного комплекса «ВДНХ-Экспо» проходит Уфимский международный салон образования «Образование будущего», организаторами которого выступают Правительство Республики Башкортостан и Московский международный салон образования. 9 ноября на площадке Управления образования Администрации ГО город Уфа развернулся большой блок экспонентов по инклюзивному образованию.
Приоритетными направлениями в образовательной политике столицы Башкортостана является обеспечение доступности и качества образования. Для устранения барьеров в развитии инклюзивного образования меняется не только физическая среда образовательных организаций Уфы, но и устраняются проблемы, связанные с адаптацией детей. Этой теме был посвящен мастер-класс «Инклюзивное образование: взаимодействие с общественными организациями. Ресурсный класс и группа как условие социализации обучающихся с РАС». Спикеры площадки Валерия Бойкова, заведующий детским садом № 233, Альбина Уразова, директор Центра образования № 40 рассказывали о роли инклюзии в социализации детей и важности преемственности в обучении при построении дальнейшей образовательной траектории ребенка.
Валерия Бойкова представила опыт работы с аутичными детьми дошкольного возраста. Значительным достижением двухлетней работы пилотного проекта детского сада с АНО «Рассвет» является то, что из 8 воспитанников 6 стали первоклассниками и продолжили обучения в Центре образования № 40 в общеобразовательных классах.
- Ресурсный класс - это специальная образовательная модель, позволяющая создать для ученика, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение в обычном классе, в среде нейротипичных детей. При этом групповая и индивидуальная коррекционно-образовательная работа проводится в регулярном учебном процессе, - отметила директор центра Альбина Уразова.
О том, как достичь успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, качества образования и его соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства говорили на мастер-классе «Современные модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, - считает Екатерина Камышлова, директор школы № 87. - Для успешной социализации детей нужны подготовленные педагоги, адаптированная образовательная среда, межведомственное взаимодействие и социальное партнерство.
В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема роста количества школьников с расстройствами аутистического спектра. Понимание того, что аутизм — это не чисто психиатрическая проблема и не психическая болезнь, а нарушение развития, позволяет подходить к решению проблемы целостно, используя авторские методики.
Заместитель директора по научно-методической работе Башкирской гимназии № 140 имени Зайнаб Биишевой, победитель республиканского фестиваля инновационных практик в образовании – 2016 по инклюзивному образованию Гульниса Яныбаева работает по технике глобального чтения.
- Методика глобального чтения дает стопроцентный результат: создает устойчивую положительную мотивацию к обучению, развивает коммуникативные навыки, помогает накоплению и расширению предметных знаний об окружающем мире, развивает академические (учебные) навыки, – делится опытом спикер площадки, автор методической разработки «Развивающая методика обучения аутичного ребенка».
Логопедическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) играет важную роль в коррекционной работе и проводится с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению). Опытом работы в данном направлении делились педагоги школы № 45: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Лобзова и учителя-логопеды Светлана Шмелева и Милана Сапожникова.
Нурия Газимова, заведующая детским садом № 15 для детей с нарушениями зрения, рассказала об опыте работы, формах и методах социализации детей с ограничениями зрения:
– Среди наших воспитанников – двадцать процентов детей с инвалидностью по зрению. Образовательная деятельность детского сада, направленная на создание специальных условий, тесное взаимодействие специалистов и родителей позволяют воспитанникам чувствовать себя полноправными гражданами общества.
Мастер-класс «Реализация инновационных моделей эффективного взаимодействия ДОУ и семьи» заинтересовал тех руководителей дошкольных образовательных организаций, кого волнует проблема вовлечения родителей в совместную деятельность и плодотворное сотрудничество.
– Интересной стала идея разработки такой формы, которая позволила бы объединить интересы родителей, ребенка и детского сада. Одной из таких форм стал семейный клуб «Мы – вместе!», – отметила Светлана Кондрашова, заведующая детским садом № 181. Оксана Хайруллина, заведующая детским садом № 61, поделилась опытом создания семейного театра.
Как создать консультационный центр в ДОУ и стать грантополучателем? Каковы правила составления отчетности по использованию гранта? Ответы на эти вопросы озвучил мастер-класс Альфии Гильмутдиновой, заведующая детским садом № 58. Спикер рассказала об опыте создания Многофункционального консультационного центра как мобильной системы взаимодействия детского сада с родителями.
Деловая программа УМСО-2018 «Образование будущего» продлится до 10 ноября. В заключительный день работы форума посетителей ожидают мероприятия по вопросам взаимодействия семьи и школы: спикеры расскажут, как справляться с детскими истериками и подростковой агрессией, о причинах семейных конфликтов и роли примирительных технологий в современном обществе и семье.