Сотрудник группы контроля УРД штаба МВД Ингушетии рассказывает о действиях, правах и обязанностях гражданина при обращении в полицию
В текущем году в органы внутренних дел Республики Ингушетия поступило более 15 тысяч 500 сообщений, возбуждено свыше 1 тысячи уголовных дел и более 3 тысяч дел об административных правонарушениях.
В структуре подразделений МВД контроль за обеспечением полноты регистрации заявлений, сообщений и иной информации, соблюдением установленных законом сроков принятия процессуальных решений по результатам рассмотрения заявлений и сообщений граждан, обеспечением их прав и законных интересов на защиту от преступных посягательств осуществляют штабные подразделения. Обеспечение законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях является одной из главных задач в работе органов внутренних дел.
На самые распространённые вопросы, связанные с приемом заявлений граждан, их рассмотрением, обязанностями полицейских и правами граждан, ответил старший инспектор группы контроля учетно-регистрационной дисциплины штаба МВД по Республике Ингушетия майор внутренней службы Ярыжев Назир Магомедович.
Как пояснил Назир Ярыжев, обращаться в полицию можно круглосуточно вне зависимости от того, где в данный момент находится гражданин, как лично - в ближайший отдел полиции, так и по телефонам дежурных частей. Для удобства можно использовать почтовую связь, телефон, телеграф или сервис приёма обращений на интернет-сайте МВД по Республике Ингушетии 06.мвд.рф. В экстренной ситуации следует воспользоваться номерами телефонов 02, 102 и 112. При обращении необходимо указать свою фамилию, имя, отчество, адрес проживания, контактный телефон, а также изложить суть произошедшего. В случае поступления заявления по телефону необходимо ответить на уточняющие вопросы полицейских, которые, безусловно, помогут своевременному реагированию на сообщение. В случае личного обращения в дежурную часть заявителю одновременно с регистрацией сообщения оперативным дежурным должен быть выдан «талон-уведомление», в котором указывается наименование органа внутренних дел, присвоенный регистрационный номер, фамилия, инициалы и подпись должностного лица, принявшего заявление. При обращении по телефону эти сведения можно получить у оперативного дежурного, в случае обращения по почте или через Интернет сведения о регистрации поданного заявления можно узнать в подразделении делопроизводства и режима территориального органа внутренних дел. В случае ненадлежащего реагирования на поступившее заявление, например, невыезда полицейских на место происшествия, что является прямым нарушением действующего законодательства, необходимо сообщить об этом начальнику территориального отдела полиции (телефоны дежурных частей указаны на сайте 06.мвд.рф в разделе контакты) либо по круглосуточному «телефону доверия» МВД по Республике Ингушетия +7 (8734) 55-04-99.
Также старший инспектор группы контроля учетно-регистрационной дисциплины штаба МВД по Республике Ингушетия отметил, что узнать о ходе и результатах рассмотрения обращения можно в дежурной части, назвав регистрационный номер, который указан в «талоне-уведомлении», либо сообщив фамилию, имя, отчество и дату обращения.
Продолжая тему, Назир Ярыжев сообщил, что в установленном законом порядке сотрудник ОВД обязан зарегистрировать, рассмотреть сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении или правонарушении и в течение 3-х суток принять соответствующее решение. В случае необходимости срок рассмотрения сообщения может быть продлен до 10 суток, а в крайних случаях, при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, экспертиз, исследований, этот срок с согласия прокурора может быть продлен до 30 суток. В течение 24 часов с момента принятия решения по результатам рассмотрения сообщения, информация о принятом решении направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. Если заявителю известен исполнитель, можно дополнительно попросить сообщить результаты рассмотрения заявления по телефону.
В случае, если заявитель не согласен с принятым решением, то он имеет право обратиться с жалобой к руководителю территориального органа лично, по почте или с помощью электронного обращения. График личного приёма размещается на информационном стенде перед дежурной частью, уточнить его можно по телефону у оперативного дежурного или в приёмной руководителя. Заявитель также вправе обратиться с жалобой в прокуратуру и суд.
Кроме того, в каждом территориальном органе внутренних дел Республики Ингушетия действуют комиссии по проведению сверок полноты регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях (по контролю за учётно-регистрационной дисциплиной). Председателю данной комиссии можно выразить своё несогласие с решением органа дознания или следствия. В случае бездействия руководства территориального органа внутренних дел, необходимо сообщить об этом по телефону доверия.
Назир Ярыжев отметил, что необходимо помнить: при заведомо ложном доносе о совершении преступления на территории Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст.306 УК России. Так, заведомо ложный донос наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей либо лишением свободы до 2-х лет, а за заведомо ложное обвинение лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 3-х лет.
Сотрудники органов охраны правопорядка в случае отказа в регистрации обращения, а также при несвоевременной или некачественной рассмотрении заявления несут ответственность.
Так, на основании поступивших заявлений или сообщений по подобным фактам могут быть назначены служебные проверки, по результатам которых виновные сотрудники, а также их руководители, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В случае нерегистрации или отказа в приеме заявления о преступлении, укрытия от учета преступления, решается вопрос о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения из органов внутренних дел. При этом по каждому факту укрытия преступления материалы направляются в следственный комитет, где рассматривается вопрос о наличии в действиях (либо бездействии) сотрудника признаков уголовного преступления.
В заключении Назир Магомедович сообщил о наиболее типичных ситуациях, по которым могут возникнуть вопросы.
Во-первых, это обращения в дежурную часть в связи с безвестным исчезновением родных и близких. Многие граждане полагают, что необходимо ждать трое суток и лишь потом заявлять о пропаже. Вместе с тем, полицейские обязаны принять заявление в любое время, прошедшее с момента пропажи человека, зарегистрировать в установленном порядке и принять незамедлительные меры реагирования.
Во-вторых, одним из частых заблуждений является мнение, что в вечернее и ночное время суток в органы охраны правопорядка не обращаются. Прием и регистрация сообщений граждан осуществляются независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно.
И в-третьих, зачастую граждане не обращаются с заявлением в случае хищения, когда отсутствуют документы на похищенное имущество. В этом случае полицейский также обязан принять заявление о преступлении независимо от наличия или отсутствия правоустанавливающих документов.
Пресс-служба МВД по Республике Ингушетия
- Республика Ингушетия
- 10 декабря 2018, 17:57