Дорогами войны
«Территория-02»
май, 2009
Любая война, длится ли она всего лишь несколько часов или десятилетия – это геройство и трусость, это победы и поражения, это жизнь и смерть, это свобода и рабство, это беспощадная и кровопролитная борьба.
Великая Отечественная война, исковеркавшая миллионы человеческих жизней, стала самой трагичной в истории человечества. Сегодня, в преддверии Дня Победы, мы вновь вспоминаем о людях, которые не жалели свои жизни, защищая Родину. К сожалению, их остались единицы... Среди них ветеран Петр Иванович ДАШКОВ.
Рыжий, худощавый парнишка сидел а тесном кузове грузового автомобиля, набитом такими же, как он в миг повзрослевшими мальчишками, и задумчиво смотрел куда-то вдаль. Машина подпрыгнула на неровной ухабистой дороге, увозя ребят все дальше от родного края. Мимо проносились колхозные поля, редкие дома, скошенные от старости, прозрачные речушки, лесные массивы... Но юным пассажирам старого грузовика было не до природных красот.
Началась война. Война, о которой впоследствии будут говорить как о самой кровопролитной и жестокой, о самой беспощадной и трагичной.
Но тогда, в далеком 1941 году, мальчишки, которых увозили за Урал, думали, что все обойдется. Война прервала их начинания и планы, но ни один из них не предполагал, что это самое малое, что изменилось в жизни.
Шестнадцатилетний Петя Дашков не унывал. Он, конечно, вспоминал родной Владикавказ, тепло маминых рук, ее скудные, но вкусные обеды. Но здесь, парнишка был нужнее. С далекого фронта привозили искореженные, пробитые пулями и осколками снарядов, машины. На плечи таких, как он, мальчишек, была возложена очень важная задача: чинить побитые автомобили и отправлять обратно на фронт. Конечно, ему самому хотелось однажды сесть за баранку и отправиться на битву с врагом. Но худенького подростка с задорными веснушками на лице и веселыми искорками в глазах никто и слушать не хотел.
Дни шли за днями, Петя Дашков с тоской смотрел вслед очередному «прооперированному» им автомобилю, вспоминая свое босое голодное детство во Владикавказе, вечно усталого, за гроши трудившегося на «Электроцинке» отца и мать, которая бралась за любую работу, лишь бы поднять своих детей на ноги.
Желудок вновь напомнил о себе, и Петя полез в карман за талонами. Но где они? Мальчишка занервничал. Талоны в то время были ценнее денег, ведь именно по ним выдавали паек. Но тщательные поиски не дали результатов. Скорее всего, кто-то из рабочих стащил их, когда он спал. От обиды слезы брызнули из глаз. Но усилием воли он их остановил...
Через год, уже, будучи в снайперской школе, Петр Дашков, с улыбкой вспоминал о своих злоключениях на Урале. Впереди его ждали более суровые испытания. Фашисты наступали... Тысячами гибли советские солдаты. Враги не жалели ни женщин, ни стариков, ни детей.
Петр Дашков с болью в сердце воспринимал очередную трагическую новость с фронта. Это был уже не вчерашний наивный мальчишка, а вытянувшийся за год стройный паренек с грустными серьезными глазами.
Через несколько месяцев Петр Дашков уже лицом к лицу бился с врагом. В полку он считался одним из лучших автоматчиков. Но вскоре его оружием стал пулемет. Без устали, не боясь ни разрывающихся рядом мин, ни приближающихся к окопам фашистов, ни пуль, со свистом проносящихся мимо, пулеметчик Дашков уничтожал врагов.
Спустя 64 года Петр Иванович Дашков все еще с волнением в голосе рассказывает о тех трагичных днях в истории нашей страны. Эмоции настолько переполнили ветерана войны, что я уже боялась спрашивать. На глазах старика проступали слезы, его рассказ то и дело прерывался из-за резких болей е сердце.
– Самым тяжелым для меня стел 1944 год. Меня перебросили в оккупированную немцами Белоруссию. Представляете себе, ночью мы шли, преодолевая огромные территории. Идешь, глаза слипаются, усталость со всей тяжестью наваливается на тебя, в какой-то момент ты на ходу засыпаешь и сваливаешься в близлежащий овраг. Вновь вскакиваешь на ноги и догоняешь свой полк. Нас перебрасывали из одного пункта в другой, где необходимее была в тот момент наша помощь. Немцы медленно, но отступали. Но и нас скаждым днем становилось все меньше, – рассказывает Петр Иванович.
– Следующим пунктом назначения стало село Злобино. Но до него из нашего полка добрались лишь единицы. Мы переходили замерзшую речку, как вдруг лед стал трескаться под ногами. Я провалился в холодную воду, но чудом смог выбраться. Но еще большая преграда стояла перед нами впереди – огромное болото. Мы с осторожностью начали переходить его, как вдруг рядом стали разрываться мины. Враг обнаружил нас. Один из осколков снаряда врезался в правое бедро. Голова закружилась от резкой боли, и я упал.
Уже как в тумане, Петр Дашков видел, как его товарищи, один за другим, погибают от вражеских пуль. Кто-то из раненых пытался отползти в более безопасное место, но тут же вязкое болото «раскрывало свою пасть» и засасывало жертву.
Вскоре все стихло, силы потихоньку покидали молодого солдата, но все же он боролся за свою жизнь. Лишь чудо могло сласти его. И оно произошло. Подоспели старшие боевые товарищи. Перевязав шароварами рану истекшего кровью Дашкова, они медленно перетащили его в окоп.
Пять месяцев Петр Дашков пролежал в госпитале. Но как только он оправился, вновь ринулся в бой. Но сначала его направили в школу танкистов. И именно на танках он с боевыми товарищами въехал в побежденную Германию.
Сколько лет прошло с тех пор, а боль не утихает. Ведь когда он вернулся в родной Владикавказ, там ждал еще один удар судьбы: мать, не выдержав, суровых испытаний, умерла от нищеты и голода.
Смерть была повсюду. Но люди, несмотря ни на что, с надеждой смотрели в завтрашний день. Разоренная, испепеленная, пропитанная родной и вражеской кровью страна, пыталась встать на ноги. И она это сделала.
– Стране нужна сильная армия, чтобы враг не смел нападать, – считает Петр Иванович Дашков. Именно поэтому он всю свою жизнь посвятил службе во внутренних войсках, работе в структуре Министерства внутренних дел. И своих сыновей он направил именно по этой стезе Старший сын Петра Дашкова Павел Дашков – генерал-лейтенант, командующий Северо-западным военным округом РФ, младший сынДмитрий Дашков – полковник в отставке.
- Республика Северная Осетия — Алания
- 22 сентября 2018, 17:23