16 ноября 2018, 17:25

Казань: Т.Багаева: «Для полноценной жизни особенных детей нужны условия для их интеграции в среду здоровых сверстников»

Фото: Город Казань KZN.RU

(Город Казань, 16 ноября, Алена Мирошниченко). «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически», – цитирует знаменитого российского педагога Константина Ушинского начальник отдела по работе с дошкольными образовательными учреждениями Управления образования Казани Татьяна Багаева. Воспитание детей дошкольного возраста – процесс нелегкий. Тем более, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. В интервью читателям портала KZN.RU Т.Багаева рассказала, как устроен образовательный процесс для особенных ребят в Казани и как с каждым годом он совершенствуется. «Родителям не нужно бояться специализированных групп»

Татьяна Дмитриевна, расскажите о специализированном дошкольном образовании в Казани?

Т.Б.: В Казани уже не один десяток лет существуют специализированные группы и детские сады, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Накоплен существенный опыт в этом направлении. Особенностью работы таких учреждений является наличие комплексного системного подхода к диагностической, педагогической и коррекционной работе с детьми. В них трудится команда профессионалов, их работа четко структурирована, она не допускает изолированности, несогласованности различных воздействий. Поэтому специализированных групп родителям не нужно бояться. Если у ребенка имеются проблемы в развитии, то можно определить ребенка в специализированную группу и быть уверенным, что ребенку окажут своевременную помощь в коррекции его развития.

Какие специализированные группы компенсирующего вида имеются в Казани?

Т.Б.: Группы компенсирующей направленности работают в 285 казанских детских садах. Всего в городе таких групп 578, в которых воспитываются 9412 детей. Самыми многочисленными являются логопедические группы с охватом 8600 детей. Для детей с нарушением зрения функционируют 14 групп, для детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развития – 15 групп. Организованы 7 групп для детей с расстройством аутистического спектра. Две группы предназначены для детей с синдромом Дауна, а 3 группы – для детей с нарушением опорно-двигательной системы. Детский сад №12 стал центром (ранее – лекотека) по работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные дефекты. Здесь коррекционно-развивающий процесс строится при непосредственном участии родителей.

Сколько детей в среднем находится в одной специализированной группе?

Т.Б.: Согласно действующим санитарным правилам и нормам, к примеру, в группе для детей до 3 лет с тяжелыми нарушениями речи может находиться не более 6 детей, а старше 3 лет – 10 детей. Как правило, в специализированные группы направляются дети старше 3 лет. В группы для детей с аутизмом обычно набирают не более 5 человек. Дети принимаются только старше 3 лет по причине трудности постановки диагноза в раннем возрасте. Такие нормативы помогают обеспечить качественное образование детей. Любое увеличение наполняемости группы снижает качество коррекционной работы.

«Ребенку в детском саду обеспечивается необходимая помощь и поддержка со стороны взрослого»

Могут ли дети из специализированных групп перейти в общеразвивающие?

Т.Б.: Это индивидуально. Если говорить о логопедической группе, то в нее направляются дети на определенный период. После коррекции речевых недостатков ребенок переводится в общеразвивающую группу. Если ребенок, имеющий иные ограниченные возможности здоровья, может находиться в группе сверстников, не опасен для себя и окружающих, то он может быть переведен в общеразвивающую группу. Однако нужно учитывать, что в массовой группе детей в 4-5 раз больше, чем в специализированной. Необходимо исходить из того, какие условия в большей степени содействуют развитию ребенка.

Опишите для примера день ребенка, занимающегося в специализированной группе?

Т.Б.: Распорядок дня детей в специализированной группе такой же, как и в общеразвивающей. Дети приходят в детский сад, и с ними организуется индивидуальная, подгрупповая работа по социально-коммуникативному, физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию, коррекции недостатков. В таких группах обучение в большей степени индивидуализировано, корректируется с учетом состояния здоровья ребенка, зоны ближайшего развития. Педагогическим коллективом разрабатывается индивидуальная адаптированная программа, «маршруты» развития ребенка с включением в работу всех специалистов, в том числе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей.

В группе оздоровительной направленности для детей с аллергическими заболеваниями образовательная деятельность выстраивается так же, как в обычной группе, а питание корректируется с учетом особенностей здоровья данной группы детей.

За последние годы в городе увеличилось количество детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра. В работе с такими детьми проводятся занятия в мини-подгруппах и индивидуальная работа со специалистами.

В центре ДОУ №12 для психологической и педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, предусмотрен скользящий график пребывания. Распорядок выстраивается таким образом, чтобы специалисты смогли поработать с каждым ребенком, дать консультацию и рекомендацию родителям по взаимодействию с ребенком.

Предусмотрено ли в таких группах наличие тьюторов?

Т.Б.: По российским нормативам тьютор может быть только в случае, если ребенок незрячий и посещает инклюзивную группу. В любом случае, в условиях пребывания в учреждении ребенка с особыми потребностями выстраивается система распределения педагогического и обслуживающего персонала таким образом, чтобы в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду ему была обеспечена необходимая помощь и поддержка со стороны взрослого.

«Лет 20 назад мы даже не слышали о расстройстве у детей аутистического спектра, а сейчас учимся работать с такими детьми»

Чем отличаются специализированные группы от инклюзивных?

Т.Б.: Многие родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, хотят, чтобы их ребенок, как и все обычные дети, посещал ближайший детский сад; чтобы ощущал себя частью детского сообщества; чтобы у него были такие же возможности, как и у обычных детей, и чтобы дети с типичным развитием выступали для него в качестве моделей. И они правы в своих желаниях. Для того чтобы удовлетворить их желания, в городе созданы так называемые инклюзивные группы.

Инклюзивная группа предусматривает включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс вместе со своими типично развивающимися сверстниками. Инклюзивная форма в большей степени подходит для тех, кто может успешно адаптироваться и включиться в обычный образовательный процесс. Таких детей сегодня в Казани насчитывается 332. Обучение таких детей с особыми потребностями в инклюзивной среде не означает, что они не получат тех услуг, в которых нуждаются. Существенное отличие инклюзивных групп от специализированных состоит в том, что при работе с такими детьми центр внимания смещен с медицинского на психолого-педагогический характер помощи, адаптацию предметной среды к особенностям развития ребенка, ориентацию на тесное взаимодействие с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.

Тем не менее, в некоторых случаях, когда ребенок с трудом адаптируется в обычных группах или ему нужна помощь специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, рекомендуем родителям перевести ребенка в специализированные группы.

Чем обусловлен рост инклюзивных и специализированных групп?

Т.Б.: В настоящее время в России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с нарушениями развития, что определяет особую остроту проблемы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном детстве. Практика показывает, что организация коррекционного и инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный. На пути его развития постоянно возникают новые проблемы.

Так, лет 20 назад мы даже не слышали о расстройстве у детей аутистического спектра, а сейчас учимся работать с такими детьми, ищем эффективные подходы к решению проблемы развития. В городе не было групп для детей с синдромом Дауна, но за последние два года мы открыли 2 такие групп. Раньше мы не слышали о таком диагнозе как фенилкетонурия, а сегодня создаем условия, чтобы и такие дети могли посещать детские сады. Знаем, что не у каждой семьи имеется возможность возить детей в специализированные учреждения, чтобы обеспечить квалифицированную коррекцию отклонений в здоровье. Стараемся выстроить сеть специализированных и инклюзивных групп таким образом, чтобы родитель из каждого района мог привести ребенка туда, где он ежедневно будет под наблюдением, получит то образование, которое он имеет право получить. Считаю, это очень большая поддержка для семей, имеющих детей с особыми потребностями.

В Казани будет развиваться сеть специализированных групп для детей с аутизмом, сахарным диабетом, аллергией

На что ориентировались при создании специализированных групп компенсирующей направленности?

Т.Б.: Каждый раз при создании групп той или иной направленности выстраиваем алгоритм действий: изучаем действующую нормативно-правовую базу, особенности детей с конкретным диагнозом; консультируемся у специалистов, которые компетентны в этой области; взаимодействуем с органами здравоохранения; адаптируем предметно-пространственную среду учреждения; формируем заказ на организацию курсов повышения квалификации для педагогов. В настоящее время опираемся и на опыт, которым располагают специализированные учреждения, группы, получившие положительную оценку коллег. Например, детский сад №332 участвовал в III Международном конкурсе «Вектор успеха-2018. Инновации в дефектологии». Номинация – адаптированная основная программа для детей с ОВЗ. Авторская программа, разработанная педагогами детского сада №63, заняла первое место на республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей РТ». Разработан проект «Точка роста», который предполагает повышение уровня компетентности педагогов города в области построения образовательного процесса с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Какие планы на будущий год?

Т.Б.: На сегодня мы планируем развитие сети специализированных групп для детей с расстройством аутистического спектра, сахарным диабетом, аллергическими заболеваниями. В целом, специализированное образование Казани развивается весьма неплохими темпами. Все больше дошкольных учреждений располагают условиями для обеспечения образовательных потребностей детей, имеющие ограниченные возможности. А в новых детских садах изначально предусмотрена доступная среда. Для обеспечения законных прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования ежегодно детские сады включаются в программу «Доступная среда», которая реализуется правительством республики. Имеется поддержка благотворительных фондов. Так, например, Фондом помощи детям и взрослым «В твою пользу» отремонтированы две группы, приобретена мебель, дидактические материалы, оснащена комната психологической разгрузки, обучены педагоги. Невозможно не радоваться такой поддержке, готовности оказать помощь, которая делает условия для образования детей более комфортными. Действительно, многое сделано, но не меньше предстоит сделать для того, чтобы каждое дошкольное учреждение в шаговой доступности от места проживания ребенка с ограниченными возможностями здоровья имело хорошее современное оборудование для обеспечения его жизнедеятельности и проведения всех видов занятий и т.п. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители должны владеть приемами коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Непосредственное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные группы ложится на плечи самих педагогов. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике инклюзивного образования. В большей степени успех инклюзивного образования зависит от тесного взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей. И это главное.


Автор:
Поделитесь новостью со своими друзьями!

Новости по теме: Казань

Добавьте «Вечерний курьер» в источники