Школа №156 – одна из 66 общеобразовательных учреждений города, где создана универсальная безбарьерная среда и развивается ресурсный центр для обучения особенных детей. Его преподаватели работают с 25 детьми-инвалидами, 9 из которых учатся в 1-3 классах и имеют расстройство аутистического спектра (РАС).
«Свои особенности и свое восприятие мира»Главная цель инклюзивного образования, как отмечает Марина Хоменко, помочь ребенку социализироваться, научить общаться с людьми и гармонично развиваться. Так, школьники с РАС посещают общеобразовательные классы наравне с другими детьми. Некоторых сопровождают тьюторы, которые подстраивают образовательный процесс под особенности каждого ребенка. Чаще всего в одном классе занимаются два ребенка с РАС. При этом все преподаватели школы, которые в образовательном процессе взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, получили дополнительное высшее образование, которое позволяет эффективно работать с особенными учениками.
Школьники с РАС посещают общеобразовательные классы наравне с другими детьми, некоторых сопровождают тьюторы.Фото: Денис Гордийко
После уроков дети с РАС отправляются на обучение в специально оборудованный ресурсный класс, где проходят занятия с дефектологами. Здесь ребята сбрасывают лишнюю тревожность, напряжение. Регулярные занятия и тестирования помогают вести динамику изменений в поведении детей с таким диагнозом.
«У каждого ребенка свои особенности, и каждый по-своему воспринимает этот мир. А наша задача – научить их общаться со всеми, завести друзей. Если каждый будет по отдельности, то это грозит одиночеством, если же у них появится хотя бы один друг – это уже совсем другая история», – уверена директор школы.
В 3 года Рувим выучил все буквы, а в 5 освоил английский алфавитВ первом «Б» классе урок русского языка, ребята учат, как делить слова на слоги и правильно ставить ударение. Вместе с другими детьми за четвертой партой занимается Рувим Гатаулин. Осваивать материал ему помогает тьютор, сидящий рядом. В пять лет мальчику поставили диагноз «расстройство аутистического спектра».
Первоклашки активно отвечают на вопросы учителя, Рувиму пока не удается улавливать их все. При необходимости тьютор дублирует вопросы педагога и помогает ребенку освоить материал. Когда в класс заходят посторонние или рядом появляются новые предметы, это отвлекает мальчика. Вернуться к образовательному процессу вновь помогает тьютор, при этом, не прерывая урока.
Для деления слова «хороший» по слогам к доске вызывают Рувима, он отлично справляется с заданием, правда, неверно ставит в слове ударение. Позже этот урок ему помогут вспомнить в ресурсном классе.
«В чем-то Рувим, конечно, отстал от своих сверстников, но в чем-то он определенно преуспел», – рассказал отец мальчика Рустам Гатаулин. «В три года он уже знал наизусть все буквы, в четыре научился их писать, а ближе к пяти годам он уже переписывал целые предложения и небольшие тексты. В пять лет ребенок освоил все буквы английского алфавита и даже мог перевести некоторые слова. Мы с ним особо не занимались изучением языка. В пять лет купили ему в подарок планшет, где он начал смотреть познавательные мультфильмы, в частности, по английскому языку. При этом он не зависит от гаджетов, ему достаточно часа-полутора в день посидеть позаниматься, освоить что-то новое. К шести годам он уже свободно читал и выполнял достаточно сложные задания», – с гордостью делится успехами сына Рустам Гатаулин.
Рувим стремится к учебе, старается не опаздывать на уроки.Фото: Денис Гордийко
Мальчику нравится ходить в школу, он начал готовиться к первому сентября еще летом. Ребенка не пугают ни ранние подъемы, ни тот факт, что учеба – это труд. Учителя и родители подчеркивают, что Рувим стремится к учебе, старается не опаздывать на уроки, если понимает, что задерживается, начинает торопиться и даже бежит в класс. «Я думаю, что ребенок должен проявлять себя в социуме, развиваться, иначе он просто замкнется и будет один, сам по себе. Мы считаем, что он должен учиться с остальными детьми на равных», – уверен отец школьника.
Мальчик пока достаточно замкнут в силу своих особенностей здоровья. Он может не отвечать на вопросы, не разговаривать. Как рассказал отец Рувима, сын знакомится с другими детьми выборочно, как будто чувствует каждого. К кому-то может подойти и познакомиться, спросить, как зовут, сколько лет, где и на каком этаже живет. К другим не подойдет, даже если к нему тянутся.
В школе Рувим нашел друга Рустэма. «Рувим у нас всегда улыбается, а Рустем, его друг – серьезный молодой человек. Если ребятам нужно пойти на какие-то занятия, то Рустем обычно говорит: «Я один не пойду». Мы его спрашиваем: «А с кем ты пойдешь?» - «Я пойду с Рувимом», - рассказывает директор школы. Всю работу ребята делают вместе, выручают друг друга. У обоих поставлен диагноз РАС.
Булат – математик, а Демид – гуманитарий, но друзья дополняют друг другаВ первом «А» классе учится Булат Бадюгин. Мальчик умеет складывать в уме большие числа. Изначально преподаватели даже думали, что он освоил ментальную арифметику. Более того, занятия математикой стали для него поощрением. «Он будет заниматься русским и письмом, если скажешь ему, что потом он будет считать, складывать тысячи», - рассказывает мама Булата Зульфия Бадюгина.
Булат не общителен, как и его одноклассник Демид, у мальчиков разные интересы. Если первый преуспевает в математике, то второму больше по душе гуманитарные предметы. «Ребята уже сейчас дополняют друг друга, потому что каждому приходится развиваться в той сфере, где он слабее, чтобы не казаться хуже другого. Так они помогают друг другу даже в такой интересной форме конкуренции», – говорит Марина Хоменко.
У детей с РАС нет агрессии и злобы, у них свой мир, и они комфортно себя в нем чувствуют. «Мы начали заниматься с ребенком с трех лет, когда поняли, что у нас особенный ребенок. До пяти лет Булат не говорил, мы занимались с логопедами, дефектологами, нейропсихологами. Я была очень рада, когда узнала, что у нас в городе есть школы, где обучают детей с ОВЗ, помогая им интегрироваться в обычную среду», – рассказывает она.
Всего в общеобразовательных учреждениях Казани учатся 1032 ребенка-инвалида, индивидуально на дому обучаются 530 человек.Фото: Денис Гордийко Уже по итогам трех месяцев учебы в школе в поведении Булата стали наблюдаться изменения. «До школы он ни о чем не спрашивал, а сейчас задает такие вопросы, на которые невозможно ответить в двух словах», – делится мама ребенка. Например, на просьбу не садиться на подоконник он спрашивает: «Причина?», а начав посещать тренировки по айкидо, задал маме вопрос «Зачем в моей жизни айкидо?». Кроме того, Булат стал намного более собранным, начал поднимать руку на уроке и отвечать. «Для нас сейчас важна адаптация и интеграция, чтобы дети не терялись в большом количестве людей, чтобы они умели взаимодействовать, хотя бы минимально. Полностью взаимодействовать они не будут – это мечта, которая не осуществится никогда», – считает мама Булата. Когда Артур в первый раз купил себе яблоко в столовой, это стало для нас победой
На коррекционно-развивающее занятие «Путешествие Незнайки» пришли ученики второго «А» класса Амир Хайрутдинов (диагноз «задержка психического развития») и Артур Титов (РАС). Амир быстро смог выполнить все задания, которые требовали больших временных затрат у Артура. У ребят совершенно разный уровень активности, но за год обучения в школе они уже успели завести большое количество друзей. Пока Артур формулировал ответ на вопрос педагога, с кем мальчик дружит, его друг Амир сразу же выдал все, что знает об Артуре, ведь они почти всегда вместе.
«В прошлом году мы очень радовались, когда Артур в первый раз купил себе яблоко в столовой. Тот момент, когда он спустился, объяснил, что ему нужно и сам оплатил карточкой, стал для нас победой», – поделилась директор успехами своего воспитанника. Сейчас ребята спокойно ориентируются в кабинетах, играют со всеми на перемене. Но впереди еще очень много работы.
Всего в общеобразовательных учреждениях Казани учатся 1032 ребенка-инвалида. Индивидуально на дому обучаются 530 человек, и из них 6 человек – с применением дистанционных образовательных технологий. Кроме того, в городе работают 9 специальных (коррекционных) учреждений города, где получают образование 2059 человек (из них 513 – на дому, 1546 – в школах).