Две группы компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) начали функционировать в детском саду №109 с сентября. Фото: Денис Гордийко
Две группы по 5 человек в этом детском саду начали функционировать с 1 сентября. Они открылись благотворительным фондом «В твою пользу» совместно с Управлением образования Казани. Предварительно в групповых помещениях был проведен косметический ремонт. «Ресурсная группа оснащена современным оборудованием, которое помогает в релаксации, способствует развитию коммуникативных навыков», - рассказал председатель наблюдательного совета благотворительного фонда Оскар Прокопьев. Руководитель фонда Дарина Табакова отметила, что детский сад выбирался по нескольким критериям – чтобы помещения, где занимаются дети, находились на первом этаже. Кроме того, важно было, чтобы две группы могли разместиться в одном блоке, в каждой из них должны быть общая комната и зона релаксации. На подготовку одной из групп был направлен грант Президента РФ на развитие гражданского общества.
Перед открытием ресурсных групп 10 педагогов детского сада прошли курс по прикладному анализу поведения (АВА-терапия) – тьюторскому сопровождению дошкольников с РАС.
О том, как проходят занятия с детьми, главе города рассказала куратор благотворительного фонда «В твою пользу» Анна Устиновская, которая сопровождает образовательный процесс и помогает в работе тьюторов. Возраст детей, которые посещают ресурсные группы, от 3 до 6 лет. При приеме в детский сад каждый ребенок был протестирован по особой методике, которая позволяет оценить развитие навыков у ребенка с РАС и построить обучающий и воспитательный процессы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Например, кто-то из детей не разговаривает, кто-то плохо понимает речь. При этом занятия проходят в разных форматах, а дети объединяются не по возрасту, а по уровню развития навыков.
Основная задача – развитие у детей с РАС коммуникативных навыков.Фото: Денис Гордийко
Так, в первой группе часть детей, менее адаптированные, занимаются за ширмой. Постепенно, по мере привыкания детей, занятия могут проводиться в микрогруппах по 2-3 человека. С каждым ребенком занимается тьютор, который помогает ребенку понять задачу и выполнить ее. Постепенно тьютор все меньше участвует в этом процессе, чтобы у ребенка развивалась самостоятельность.
Одной из особенностей детей с РАС является то, что они не могут долгое время сидеть на одном месте. «Поэтому мы активности меняем каждые три минуты. Такой темп нужен, чтобы у них не начиналась фрустрация, нежелательное поведение», - пояснила Анна Устиновская. Постепенно это время также увеличивается.
Программа двух групп одинаковая – есть академические занятия, динамические паузы. Так, пока в одной группе дети занимались с тьюторами за столом, в другой дети танцевали. Куратор рассказала, что такая социальная активность как танец, дается этим детям с трудом: «Здесь есть сенсорный элемент в виде музыки, к которой они чувствительны. Они должны видеть друг друга, педагогов – для них это сложная задача».
Комната сенсорной разгрузки призвана сбалансировать психологическое и физиологическое состояние ребенка, подготовить его к академическим занятиям. Фото: Денис ГордийкоНаряду с тьюторами с детьми занимаются два профессиональных дефектолога и нейропсихолог.
Мэр также побывал в комнате сенсорной разгрузки и релаксации. Как отметила А.Устиновская, все дети с аутизмом имеют сенсорный дефицит. Если у одних есть сильная сенсорная чувствительность – к звукам, прикосновениям, то у других она недостаточная. По словам куратора, дети любят бассейны с шариками, пролезать по тоннелю. По сути эта комната призвана сбалансировать психологическое и физиологическое состояние ребенка, подготовить его к академическим занятиям.
Со временем дети вводятся в обычную группу, этот процесс также проходит постепенно. Так, во время посещения детского сада Мэром проходило занятие в гимнастическом зале, где с детьми из обычных групп занимался мальчик с РАС. Помогает на занятии ему тьютор, который стоит перед мальчиком и повторяет движения за основным педагогом. Через некоторое время тьютор будет смещаться и направлять внимание ребенка на основного педагога.
Адаптация детей из ресурсных групп к остальным воспитанникам детского сада проходит и во время прогулок на свежем воздухе
Анна Устиновская отметила, что с начала занятий увеличилось и время пребывания детей в группах - это уже является большим успехом, один из детей находится в детском садике с 8 до 17.
В целом, по словам куратора, основная задача – развитие у детей с РАС коммуникативных навыков. «Зачастую они не знают, как попросить, как объяснить, что они чего-то не хотят, это провоцирует нежелательное поведение», - отметила А.Устиновская. В ходе занятий дети учатся общаться, взаимодействовать с другим человеком, передавать и получать информацию. Кроме того, снижается чувствительность детей к шуму, большому количеству людей, режиму. «Основная цель – перевести ребенка в общую группу, а это и есть подготовка к обычной школе», - подчеркнула она. А.Устиновская добавила, что для лучшего эффекта в случае с детьми с аутизмом обучение коммуникативным навыкам нужно начинать с младшего возраста.
«Главный результат – что детей готовят к школе, адаптируют к пребыванию с другими детьми», - отметил И.Метшин.
Со временем дети вводятся в обычную группу, этот процесс также проходит постепенно.Фото: Денис Гордийко
Мэру рассказали, что потребность в таких группах большая. При этом работа с детьми с РАС и использование всех этих технологий наиболее развита в Воронежской области, Москве, Белгородской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске.
В Казани с 2016 года открыто 9 групп для детей с РАС, которые посещают 45 детей. Педагоги, которые работают с ними, проходят повышение квалификации в Институте развития образования.
Кроме того, в 5 образовательных организациях Казани функционируют ресурсные классы. С 1 сентября 2017 года в этих классах начали обучение 17 детей с расстройством аутистического спектра.
В мероприятии также приняли участие первый заместитель главы администрации Советского района Андрей Яковлев, начальник Управления образования Ильнар Хидиятов и другие.