Потушить пожар вслепую. В Архангельске прошли занятия специалистов газодымозащитной службы

Сегодня в Архангельске завершились трехдневные занятия по тренировке звеньев газодымозащитной службы архангельского пожарно-спасательного гарнизона. Газодымозащитники работают непосредственно внутри горящих зданий благодаря автономным дыхательным аппаратам, что требует особых навыков и специальной подготовки.

ГДЗС создана в подразделениях, имеющих численность личного состава в одном карауле три человека и более - во всех пожарных частях г. Архангельска и в райцентрах Архангельской области. Звено ГДЗС состоит из трех человек. Поодиночке в дым не ходят – обязательно нужен тот, кто сможет подстраховать, помочь в эвакуации пострадавшего и в любой другой нештатной ситуации.

По сценарию, звено ГДЗС по какой-то причине не может выйти из горящего здания и не выходит на связь – возможно, пожарные заблудились, потеряли радиостанцию, или погибли под завалами… Для спасения пропавших в дым направляется следующая «тройка». На всё-про всё отводится 20 минут: за это время пожарным нужно пройти настоящий лабиринт. Вернее, не пройти, а проползти, каждый сантиметр дается с боем. Сперва нужно проникнуть в помещение через слуховое окно, потом проползти по трубам (перед этим приходится снять аппараты и проталкивать их перед собой, не отсоединяя подачу воздуха – иначе не пролезешь), преодолеть завалы. При обнаружении пострадавших нужно обеспечить их кислородом и эвакуировать. Путеводной нитью для пожарных служит рукавная линия, потерять которую – смертельно опасно. И все это приходится делать вслепую. Для имитации условий нулевой видимости маски пожарных закрыты листами бумаги. Пройти такой «квест» непросто даже без снаряжения, с нормальной видимостью и температурой, что уж говорить об условиях реального ЧП.

Газодымозащитника подстерегает множество опасностей: можно напороться на металлическую арматуру, пострадать от взрыва газового баллона, повредить дыхательное оборудование. А вокруг дым – среда, непригодная для дыхания. Достаточно двух-трех вдохов, чтобы человек получил отек легких и потерял сознание. Если пожарный не может пользоваться своим дыхательным аппаратом, он должен подключиться к аппарату другого бойца. Вот почему важно отработать переключение с поврежденного дыхательного аппарата к исправному. Такие действия нужно довести до автоматизма.
Пожарный должен запомнить на уровне рефлексов, где находится его пожарно-техническое вооружение, чтобы наощупь безошибочно найти нужную вещь – аппарат, фонарь, карабин, страховочную веревку, направляющий трос, спасательное устройство, датчик неподвижного состояния, линию со стволом под давлением… А еще есть ломы, пилы, топоры. В среднем, вес оборудования на пожарном составляет 25 кг (не считая каски и боёвки), может доходить до 40 кг.

Воздушного баллона хватает максимум на 50 минут – но это если лежать неподвижно и ничего не делать. Расход воздуха возрастает при высокой температуре и больших физических нагрузках. На реальном происшествии одного баллона хватает на 15-20 минут активной работы. Если запитать от баллона пострадавшего, время работы, естественно, сокращается. К концу маршрута звучит громкий звуковой сигнал – это значит, что воздух в баллонах на исходе. После этого у пожарного есть не более 5 минут, чтобы выбраться на свежий воздух.

При нахождении пострадавшего пожарного определить пульс и другие признаки жизни невозможно – в дыму через рукавицы пульс не прощупаешь, поэтому человек в любом случае подлежит немедленной эвакуации. Перед этим необходимо проверить целостность его аппарата, наличие маски, давление в баллоне, затем обеспечить воздухом и принять меры к эвакуации. «На пожаре над этими техническими сложностями особо не задумываешься – руки сами все делают» - говорят пожарные. Для этого и нужны тренировки.

«В нашей практике недавно был случай, когда человека эвакуировали практически из очага пожара. Квартира горела открытым огнем, казалось бы, выжить там невозможно. Но пострадавший оказался в так называемой нейтральной зоне, на полу – как известно, дым на пожаре идет вверх, и в 20-30 см от пола может сохраняться воздушная подушка. Она и позволила ему выжить. Через два дня мужчина приходил в часть, благодарил своих спасителей», - рассказывает начальник дежурной смены службы пожаротушения Михаил Корельский.

Первоочередная задача пожарных – спасение людей, тушение пожара отходит на второй план. Вот почему первым делом по прибытию на место происшествия проводится опрос местных жителей, очевидцев, чтобы узнать, есть ли кто-то в горящей квартире или доме, успел ли выйти. Даже если ответ отрицательный, в любом случае проводится разведка помещения.

Одного пострадавшего эвакуировать легко. Но что, если число пострадавших равно или превышает число спасателей, как в сценарии тренировки? Ведь для того, чтобы нести обездвиженного человека, нужны как минимум два спасателя. «Каждый пожар индивидуален, поэтому универсального рецепта нет, - объясняет Михаил Корельский. - При необходимости массовой эвакуации можно запросить подкрепление, забрать одного и потом вернуться за остальными, либо пытаться тащить сразу всех. Например, сегодня мы отработали метод эвакуации петлей, когда веревка закрепляется подмышками пострадавшего, и его способен эвакуировать один боец. Но разделяться звену нельзя! Нужно помнить: троих мы не вытащим, двоих – может быть, одного – наверняка. Не нужно хвататься за всех сразу, иначе можно никого не спасти, и самим погибнуть там».

По итогам занятий все бойцы показали достойный уровень физической подготовки и владения пожарно-техническим вооружением, умение находить выход из нестандартных ситуаций.


  • {ufullname}
  • Архангельская область
  • 16 ноября 2018, 21:16