26 сентября 2018, 19:15. Белгородская область.
Участковые уполномоченные УМВД России по г. Белгороду совместно с волонтерами Центра молодежных инициатив провели в областном центре профилактическую акцию. На улицах города полицейские и активисты раздали гражданам памятки с алгоритмом действий при возможном контакте с мошенниками, а также рассказали о существующих схемах обмана.
Особое внимание правоохранители и добровольцы уделили пожилым людям, напомнив им о необходимости быть бдительными при общении с незнакомцами. Полицейские напоминают белгородцам: если вы пострадали от преступных посягательств, незамедлительно обращайтесь в полицию по телефону: «02».
К распространенным схемам мошенничеств относятся:
— Продажа через Интернет. Гражданин, желающий приобрести необходимую вещь, находит в сети подходящее объявление, связывается с продавцом по указанным телефону или адресу электронной почты, договаривается о цене и условиях сделки. Мошенник дает реквизиты своего счета, номер сотового телефона для перевода денег, акцентируя внимание на том, что условием отправки товара является получение им полной или частичной предоплаты. После перечисления денег перестает выходить на связь.
— Сообщение из банка. На телефон гражданина приходит сообщение, якобы, из банка, с информацией о блокировке счета либо прекращении транзакций с контактным телефоном. Получивший такое сообщение связывается с человеком, представляющимся сотрудником банка. Тот в разговоре под благовидным предлогом узнает пароль доступа к системе обслуживания-онлайн, после чего использует ее для снятия денег со счета потерпевшего.
— Возвращение излишков переведенной суммы. Гражданин размещает объявление о продаже имущества, сдаче в аренду квартиры и т.п. Ему звонят по указанному номеру телефона, соглашаются на условия, узнают реквизиты его банковской карты, якобы, для перевода денег. После этого на телефон гражданина приходит сообщение из банка о переводе определенной (на 1-2 порядка большей) суммы. Затем вновь поступает звонок, и потенциальный покупатель просит вернуть случайно переплаченную сумму. Гражданин так и поступает, переводя излишки на указанный мошенником счет. Впоследствии выясняется, что деньги на его карту поступили с его же собственного (другого) счета, а не от «покупателя».
— Отдых. Потерпевший через Интернет выбирает место отдыха (пансионат, санаторий), чаще всего, звонит по указанным в объявлении телефонам, которые, как правило, не доступны. После этого обращается по указанному адресу электронной почты с просьбой прислать документы для оформления брони и оплаты номера. Получив реквизиты для оплаты, переводит деньги на указанные счета. В итоге выясняется, что денежные средства перечислены мошенникам.
— Компенсация за ранее купленные, но якобы некачественные БАДы. Гражданину по телефону сообщают, что ранее им приобретенные биологически активные добавки были ненадлежащего качества и ему полагается компенсация. Однако для ее получения необходимо перевести на указанный счет некоторую сумму денег для оплаты налога, страховки и пр. В предвкушении крупных выплат, граждане переводят на счет мошенников свои деньги.
— «Проблемы с родственником». Гражданину на стационарный или мобильный телефон звонят, представляясь сыном, внуком, племянником (или его знакомым) и сообщают о проблемах (попал в ДТП, повредил дорогостоящий автомобиль, в ходе ссоры покалечил или убил человека и т.п.), для урегулирования которых необходимы деньги. Обычно называют конкретную значительную сумму, но, при ее отсутствии, соглашаются на то, что есть. Способы передачи денег могут быть различными (перевод через платежный терминал, перевод с использованием системы «Мобильный банк», Интернет-перевод, передача при личной встрече). В последнем случае забирают деньги, как правило, случайные люди, нанятые преступником. Получив денежные средства, мошенники нередко сразу звонят вновь и просят еще, ссылаясь на то, что для «решения вопроса» средств не хватило.
— Лечение, услуги экстрасенсов. Гражданин узнает из объявления, что судьбу возможно изменить к лучшему (поправить здоровье), позвонив по указанному телефону. Ответивший может представиться врачом нетрадиционной медицины, парапсихологом, экстрасенсом и т.п., либо их помощником. Как правило, он предлагает бесплатно или со значительной скидкой соответствующую помощь, причем дистанционно. В дальнейшем, обратившийся периодически звонит по указанным телефонам, выполняя рекомендации «целителей». Через определенное время мошенники настойчиво (вплоть до угроз снять, якобы ими установленные «защитные барьеры») требуют оплатить услуги. Потерпевший переводит деньги тем способом, который ему рекомендуют.
В некоторых случаях лжецелительница на улице подбирает жертву, как правило, человека преклонного возраста. Мошенница заводит разговор под безобидным предлогом, например, просит показать, как пройти до определенного места. Пока преступнице объясняют путь следования, она начинает задавать вопросы, связанные со здоровьем, личной жизнью собеседника либо его родственников. Выпытав нужную информацию, лжецелительница заявляет жертве, что на ней либо на ее родственниках – порча, для снятия которой необходимо провести определенный ритуал с имеющимися в доме деньгами и/или ценными вещами. Зачастую именно в этот момент появляется еще одна участница преступления, так называемая «благодарная» либо «излечившаяся». Она рассказывает, что целительница якобы сняла с нее либо с ее родственников порчу, и теперь в их семье все хорошо. Жертва, поверив аферистам, соглашается на проведение ритуала и выносит из дома все имеющиеся денежные средства. Лжецелительница совершает какие-либо манипуляции с деньгами, после чего возвращает потерпевшей конверт или пакет, в котором вместо настоящих купюр уже подложены поддельные банкноты либо чаще просто резаная бумага. Пакет или конверт мошенники просят положить в определенное место и некоторое время не открывать. К моменту, когда потерпевшая обнаруживает, что стал жертвой обмана, преступники успевают скрыться.
Источник: