15 октября 2018, 09:18. Калужская область.
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война, особенно её первый период, продолжавшийся около 17 месяцев с 22 июня 1941 г. по 19 ноября 1942 г. Он оказался самым напряженным. В первые же дни гитлеровская авиация подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов Советского Союза.
Враг пытался дезорганизовать работу нашего тыла, сорвать мобилизацию в западных районах страны, посеять панику среди населения. Однако надежды фашистского руководства не оправдались. Определенный вклад в срыв замыслов врага внесли органы и силы МПВО страны. С началом войны штабы, службы, части и формирования местной противовоздушной обороны западных и центральных районов России были быстро приведены в готовность. На командных пунктах городов было установлено круглосуточное дежурство, начали работу наблюдательные пункты, был введен светомаскировочный режим. Примерно треть личного состава МПВО крупных городов в западной части страны, а также Москвы и Ленинграда перешла на казарменное положение. Уточнялись и вводились в действие оперативные планы, началось массовое строительство убежищ и укрытий, принимались меры по совершенствованию оповещения населения об угрозе воздушного нападения.
Там, где не хватало бомбоубежищ, строились крытые щели. Уточнялись правила поведения населения во время налетов вражеской авиации, порядок перевода подразделений и команд на военное положение, приведения в готовность бомбоубежищ и других защитных сооружений, светомаскировки предприятий, домов, улиц.
Большую работу по устранению недостатков, укреплению МПВО развернули Государственный Комитет Обороны, Советское правительство, местные советские органы. Достаточно сказать, что в начальный период Великой Отечественной войны было принято свыше двухсот постановлений, распоряжений и других нормативных актов, касавшихся различных сторон деятельности ее органов и сил.
2 июля 1941 г. СНК издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Этот правительственный акт трудно переоценить. Постановление предусматривало всеобщее обучение граждан приемам и способам защиты от воздушных нападений, определяло порядок создания групп самозащиты - массовых формирований МПВО.
В этот же период реорганизовались и укреплялись основные службы МПВО – оповещения, аварийно-восстановительная, противопожарная, противохимическая, медико-санитарная и другие.
9 июля ГКО принял решение об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов. Их формирование проходило на базе строительных трестов и управлений, ремонтных служб исполкомов местных Советов. Командирами полков, батальонов и рот назначались опытные специалисты, руководители строительных и ремонтных служб.
Борьба с пожарами потребовала организационной перестройки противопожарной службы МПВО. Учитывая опыт первых дней войны, участковые противопожарные формирования были реорганизованы в роты и взводы, в объектовых командах и группах самозащиты увеличились соответствующие команды и звенья. В результате общая численность противопожарной службы только столицы достигала 220 тыс. человек.
Значительная работа была проведена по повышению надежности противохимической службы. ГКО принимает 7 августа 1941 г. решение об увеличении выпуска противогазов для гражданского населения, а Совет Народных Комиссаров СССР 13 сентября издает постановление «О приспособлении бомбоубежищ под газоубежища».
Немаловажное значение в повышении живучести городов и объектов народного хозяйства имели маскировка и светомаскировка. Территория страны по режиму была разделена на три зоны: прифронтовую, зону досягаемости бомбардировочной авиации и глубокий тыл. В зависимости от этого определялись требования к затемнению улиц городов, зданий, транспорта, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение установленного светомаскировочного режима.
Определенную роль в укрытии целей от бомбардировок авиации сыграли маскировка важных и создание ложных объектов. Так, например, в Москве на пустырях перед появлением вражеских самолетов зажигались слабенькие огоньки, похожие на результат небрежной светомаскировки. Вражеские летчики «клевали» на эту приманку и сбрасывали на ложный объект зажигательные бомбы. Вслед за этим команды МПВО поджигали заранее приготовленные кучи хвороста, бочки с мазутом или отработанным маслом. Эскадрильи самолетов, шедшие следом, сбрасывали на возникший «пожар» фугасные бомбы. Примерно треть фугасок, предназначенных для промышленных и оборонных предприятий Москвы, гитлеровцы сбросили на ложные цели. Так, свыше 400 различных бомб было сброшено на «нефтебазу», построенную в Подмосковье. За первый период налетов на Москву враг сбросил на ложные объекты около 700 фугасных и тысячи зажигательных бомб.
Аналогичные работы велись и в Ленинграде. Густой сетью ложных маскирующих сооружений были покрыты многие кварталы города.
Техническая маскировка как способ защиты использовалась в Куйбышеве, Горьком, других крупных городах. Благодаря этому многократные попытки фашистских летчиков обнаружить и поразить предприятия оборонного значения часто оказывались тщетными.
В целом деятельность МПВО на этом этапе войны была достаточно успешной, обеспечивая защиту населения, способствуя сохранению промышленных объектов и объектов инфраструктуры.
Необходимо отметить, что, несмотря на коренной перелом хода войны в конце 1942 года – начале 1943 года, укреплению системы МПВО продолжало уделяться большое внимание. В июне 1943 года ГКО было принято постановление «О местной противовоздушной обороне», которое сыграло большую роль в её укреплении. Постановление содержало комплекс важнейших мероприятий по усилению аварийно-восстановительной и противопожарной служб, увеличению численности войск, укреплению руководящего состава и другие меры.
В целях быстрой ликвидации последствий бомбардировок ГКО обязал местные органы создать на предприятиях оборонного и важного народнохозяйственного значения постоянные аварийно-восстановительные отряды численностью от 150 до 500 человек. На объектах первой категории для улучшения руководства их боевой деятельности вводилась должность помощника директора по МПВО.
Как показала практика, проведенные мероприятия по укреплению МПВО, осуществленные летом 1943 года, оказались своевременными и способствовали надежной защите городов прифронтовой полосы и ближнего тыла от участившихся бомбардировок противника.
Второй период Великой Отечественной войны ознаменовался, как известно, большими победами Советских Вооруженных сил над фашистской Германией, освобождением оккупированной территории страны. Налеты авиации противника на тыловые объекты стали редкими. В этот период боевая деятельность МПВО страны была направлена не только на срыв попыток противника вывести из строя важнейшие административные, политические и экономические центры СССР, расположенные в зоне досягаемости его авиации, защиту населения при этом, но и на своевременную организацию систем МПВО в освобожденных от противника районах нашей страны, восстановление освобожденных городов, железнодорожных магистралей и объектов промышленности.
Велась большая работа по разминированию освобожденных территорий. За 1944–1945 годы подразделениями МПВО было обнаружено и обезврежено миллионы различных боеприпасов.
Активное участие части и формирования МПВО принимали в восстановлении народного хозяйства. Ими было возрождено более 250 промышленных предприятий, отремонтировано и построено заново 15685 зданий, уложено свыше 547 тыс.кв. метров покрытия шоссейных дорог, введено в строй 205 железнодорожных и автомобильных мостов, в том числе через Волгу, Дон и Днепр, восстановлено 187,8 км водопроводных и 873 км канализационных сетей, 767 км линий связи, 405,5 км трамвайных линий, налажено энергоснабжение таких крупных городов, как Харьков, Львов, Смоленск, Кривой Рог и др.
Подводя итого деятельности МПВО страны в годы Великой Отечественной войны, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в её результате были сохранены жизнь и здоровье миллионов советских людей, ослаблено разрушительное воздействие воздушных сил противника на тыловую территорию СССР.
Война убедительно показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в военное время относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В ходе войны подтвердился принцип необходимости проведения заблаговременных мероприятий МПВО, прежде всего, это касается подготовки населения к противовоздушной и противохимической защите, подготовки сил и средств, приспособления имеющейся в народном хозяйстве техники и механизмов, накопления средств коллективной и индивидуальной защиты.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что МПВО в годы Великой Отечественной войны постепенно превращалась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, становилась важным элементом обороноспособности государства.