Месячник гражданской обороны: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ - Развитие и совершенствование гражданской обороны страны (1972–1986 гг.)

В начале 70-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000–5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10–12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. Гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.

Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надежную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий (научных, организационных, инженерно-технических) в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.

Следует отметить, что в целом концепция гражданской обороны, выработанная в течение предыдущего периода, не менялась. Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, кото­рые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны и основу практической деятельности органов гражданской обороны на местах.

В первую группу входили мероприятия, связанные с непосредственным обеспечением защиты населения от современных средств поражения противника. Они касались, главным образом, подготовки и осуществления способов защиты населения – инженерной, противорадиационной и противохимической, медико-биологической, противопожарной, рассредоточения и эвакуации населения, а также инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности основных способов и средств защиты населения.

Вторую группу составляли мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба в народном хозяйстве при применении противником ядерного оружия и других средств поражения. Они предусматривали: обеспечение рассредоточения производительных сил на территории страны; организацию перевода отраслей и объектов народного хозяйства на режим работы по условиям военного времени; дублирование производства важнейших видов продукции; защиту производственного персонала, технической документации и уникального оборудования, сырья и готовой продукции; обеспечение бесперебойной работы транспорта, связи, энергетики; решение вопросов управления отраслями и объектами народного хозяйства в условиях войны; максимальное повышение автономности работы экономических районов.

В третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и осуществления одной из наиболее важных и первоочередных задач – проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также в районах стихийных бедствий. В этих целях отрабатывались вопросы организации разведки очагов поражения, розыска и оказания медицинской помощи пораженным и их спасение.

Жизнь потребовала, вместе с тем, внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. Не случайно за этот период был принят ряд постановлений правительства страны и других директивных документов.

Одним из главных документов было новое Положение о Гражданской обороне СССР, утвержденное постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976 г.

В новом Положении были учтены принципиальные решения по наиболее общим вопросам гражданской обороны, произошедшие изменения в структуре государственного управления, а также опыт организации и выполнения мероприятий гражданской обороны, накопленный за полтора десятилетия. Документом было определено, что Гражданская оборона СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от ОМП и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия гражданской обороны предписывалось впервые осуществлять согласованно с другими мероприятиями оборонного характера. По значимости гражданская оборона выводилась на качественно новый уровень решения ее задач.

Основными из них были: защита населения страны от ОМП и других средств нападения противника; повышение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства; проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание помощи пострадавшему населению; создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил гражданской обороны; создание и поддержа­ние в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи; оповещение населения об угрозе нападения противника, опасности заражения (загрязнения) и катастрофического затопления; всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от оружия массового поражения и действиям по ликвидации последствий нападения противника.

К задачам гражданской обороны были также отнесены: защита сельскохозяйственных животных и растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды и систем водоснабжения; создание и поддержание в готовности существующих систем наблюдения и контроля; ликвидация последствий загрязнения (заражения); подготовка и проведение мероприятий по светомаскировке объектов народного хозяйства и населенных пунктов.

Положением вновь определялось, что гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Мероприятия гражданской обороны по подготовке к защите населения и народного хозяй­ства проводятся заблаговременно, в мирное время с учетом развития средств нападения противника. Было подчеркнуто, что ответственность за организацию, готовность к выполнению задач возлагается на Советы Министров союз­ных и автономных республик, исполкомы советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства, руководителей объектов народного хозяйства.

Документом определялись предназначение и порядок создания служб и сил гражданской обороны. В специальном разделе были изложены вопросы подготовки руководящего состава советских и хозяйственных органов, невоенизированных формирований и обучения населения в области гражданской обороны.

Органами управления гражданской обороны была развернута работа по реализации основных положений этого документа, совершенствованию принципов, средств и способов защиты населения. Ускорилось строительство защитных сооружений для укрытия рабочих, служащих объектов народного хозяйства, расположенных в крупных городах, и особо важных объектов вне этих городов. Для защиты остального населения было спланировано строительство в угрожаемый период быстро возводимых убежищ и противорадиационных укрытий. Были выявлены и учтены для этих целей подземные и заглубленные помещения, предусмотрены меры по их приспособлению. В большинстве своем строительство и ввод защитных сооружений являлось главным критерием, по которому оценивалась работа органов ГО в этот период.

Решались вопросы по приспособлению под защитные сооружения метрополитенов. Был принят ряд правительственных постановлений, направленных на решение этой задачи. В 1979 г. принимается программа по приспособлению метрополитенов под защитные сооружения, рассчитанная на десять лет. 


  • {ufullname}
  • Калужская область
  • 19 октября 2018, 10:13