Алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних детей
Данный материал подготовлен Главным управлением МЧС России по Пермскому краю в связи с многочисленными запросами журналистов по факту поиска двух несовершеннолетних детей в Пермском районе Пермского края 25 ноября 2018 года.
Алгоритм взаимодействия государственных органов, волонтерских организаций и добровольцев при организации и осуществлении розыска без вести пропавших граждан, в том числе несовершеннолетних детей (далее Алгоритм), разработан в июне 2018 года Следственным комитетом Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Трехсторонний документ определяет взаимодействие правоохранительных, иных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан при осуществлении розыска пропавших граждан и несовершеннолетних детей, начиная от приема сообщения и заканчивая организацией проведения поисковых мероприятий на месте.
В данных методических рекомендациях прописаны функции специалистов на каждом уровне взаимодействия: операторов системы «112», оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы, старшего оперативного дежурного Центра управления в кризисных ситуациях главного управления по субъекту РФ, дежурного территориального органа МВД России на районном и региональном уровнях, руководителя следственной оперативной группы и т.д.
В соответствии с Алгоритмом, решение о привлечении к розыску тех или иных сил и средств - аварийно-спасательных формирований муниципального района, представителей силовых ведомств, волонтеров, и т.д. принимает временный оперативный штаб, руководство которым осуществляется заместителем начальника территориального органа МВД России на региональном уровне. Исключение составляют угрозы и факты возникновения чрезвычайных ситуаций, при которых руководство штабом, поисково-спасательными работами и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации, назначается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Необходимо отметить, что летом текущего года Главным управлением МЧС России по Пермскому краю проведена серьезная работа по формированию реестра общественных организаций, волонтеров, лесников и охотников, которых можно привлечь к поиску людей в природной среде в Прикамье. Данный реестр в качестве методической помощи в сентябре текущего года направлен в ГУ МВД России по Пермскому краю.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 11 (подпункты а и е) Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления уполномочены создавать на территории муниципального образования аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования.
Таким образом, при возникновении ситуаций, связанных с поиском людей, в том числе несовершеннолетних детей (не туристических групп), в природной среде основная координирующая роль в проведении поисковых работ законодательно возложена на ГУ МВД России по Пермскому краю. дежурный территориального органа ГУ МВД по указанию начальника полиции уведомляет старшего оперативного дежурного ЦУКС о необходимости проведения на месте поисково-спасательных мероприятий, предоставляя необходимую информацию, в том числе о времени сбора и месте дислокации оперативного штаба. Исходя из ситуации, руководствуясь также реестром привлекаемых общественных организаций и волонтеров (см.выше), оперативный штаб запрашивает дополнительные силы.
Старший оперативный дежурный ЦУКС ГУ МЧС России доводит оперативную информацию о фактах исчезновения людей, обеспечивает организацию информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Пермского края, органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций, координирует управление дежурных сил и средств территориальной подсистемы РСЧС (сюда же входят созданные в муниципальных образованиях аварийно-спасательные формирования, Пермская краевая служба спасения, службы спасения, созданные во всех категорированных городах и т.д.), при необходимости запрашивает дополнительные силы и средства.
- Пермский край
- 5 декабря 2018, 09:10