10 ноября 2018, 09:40. Самарская область.
Ветеран МВД подполковник полиции в отставке Владимир Котельников, проживающий в Тольятти, не один десяток лет коллекционирует фотоаппараты. На данный момент их количество превысило сотню. В коллекции – раритетные модели, «мыльницы», с которыми эксперты-криминалисты в 80-х и 90-х годах выезжали на места происшествий, современные «цифровики». Мы узнали о том, какую роль для эксперта играли детали, запечатленные на фотоснимке с места происшествия, как они помогали раскрыть преступление, и о том, насколько оперативнее полицейские стали выполнять служебные обязанности в связи с техническим прогрессом.
Герой нашей публикации – человек разносторонний, жаждущий знаний и уверенный в том, что всю жизнь можно постигать новые вершины и совершенствоваться. Для него служба в органах внутренних дел – это не только безукоризненное выполнение своих служебных обязанностей ради помощи людям, но и повод черпать вдохновение.
На службу в органы внутренних дел Владимир Котельников поступил в марте 1988 года. Он прошёл все ступени служебной лестницы, начиная с должности эксперта и выйдя на заслуженный отдых с должности заместителя начальника Экспертно-криминалистического отдела УМВД России по г. Тольятти в июле 2018 года. Стаж подполковника полиции в ОВД превысил 30 лет. Сейчас Владимир Михайлович – активный ветеран, который с удовольствием делится своим опытом с молодежью и участвует во всех мероприятиях Управления.
Увлечение Владимира криминалистикой началось с раннего детства. Мальчик очень полюбил фотоаппарат «Мир», на который делал первые фотографии его отец – Михаил Николаевич. Это было совместное хобби подростка и его папы, настоящего примера для подражания, который прослужил в Вооружённых силах СССР более 27 лет. Потом юноша активно увлекся фотографией в школьные и студенческие годы. Он вспоминает, с какой аккуратностью проявлял плёнки и печатал фотографии в тёмном помещении - как правило, в душевой или подвале. Здесь была важна кропотливость и аккуратность, ведь при попадании света снимки засвечивались. Какую радость Володя испытывал, когда долгожданная фотография наконец была готова!
В это же время Владимир увлёкся книгами про криминалистику и ему посчастливилось посетить музей милиции в УВД г. Тольятти, куда его мать - учитель истории Ольга Ивановна, приводила группы туристов в качестве экскурсовода. Это, по мнению Котельникова, и предопределило его дальнейшую судьбу. Желание связать свою жизнь с криминалистикой привело его в отдел кадров УВД, и с тех пор он ни разу не пожалел об этом.
С особой теплотой Владимир Михайлович вспоминает свои выезды в качестве эксперта-криминалиста с фотоаппаратом-«мыльницей» на места происшествий. Тогда при производстве фотосъёмки с последующим получением фотографий использовался так называемый «мокрый процесс». И фотоплёнка, и фотобумага проходили длительные этапы обработки в темноте. От момента фотосъёмки до получения готовой фотографии проходило от нескольких часов (если работа была сверхсрочной), до нескольких дней.
Ветеран отмечает, что в то время (конец 80-ых - начало 90-ых годов) в своей работе эксперты-криминалисты пользовались фотоаппаратами «Зенит» – это одни из первых советских малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Как правило, количество кадров пленки составляло всего 36 штук, поэтому в чемодане эксперта-криминалиста всегда было несколько фотоплёнок в запасе. Условий на месте происшествия для перезарядки фотоаппарата с учетом того, что пленка могла засветиться, никогда не было. «Приходилось использовать специальные рукава, но часто применялись подручные средства в виде курток и кофт. С наружных сторон рукавов вставлялись руки, куртка заматывалась вокруг кистей с фотоаппаратом и плёнкой внутри, создавая, таким образом, «миникамеру» без доступа света, где и проводилась замена отснятой фотоплёнки на новую», - вспоминает Владимир Котельников.
Также в условиях малой освещённости экспертами-криминалистами применялись фотовспышки. Первые модели назывались «Луч-70» с аккумулятором типа «Молния», которая носилась в отдельной сумке на плече и весила до 3 кг. Затем была «Луч-М». Далее появилась «Чайка» с двумя квадратными батарейками, более компактная и легкая. Владимир Михайлович подчеркивает, что использовалась специальная аппаратура для фотографирования в условиях лаборатории, которая по объёму занимала много места – до нескольких квадратных метров. Это стационарное оборудование, которое заносилось в комнату в разобранном виде в несколько приёмов и было тяжёлым и объёмным.
Несмотря на трудоемкость процесса получения фотографии с места происшествия, важность таких снимков для раскрытия преступления всегда имела огромное значение. Подполковник полиции вспоминает, как на рубеже 80-х – 90-х годов произошло преступление, «всколыхнувшее» все Тольятти. В Комсомольском районе убили мужчину и женщину. Комната, в которой все случилось, была залита кровью. Эксперт-криминалист Котельников работал на месте происшествия более 15 часов, фиксируя каждую деталь. При обследовании соседних домов и подъездов, где были обнаружены следы крови, милиционеры установили предполагаемого преступника. Мужчина поначалу полностью отрицал свою вину, затем признался в нападении, но утверждал, что это была самооборона. «Доказать его виновность в убийстве помогла грамотно составленная фототаблица с места происшествия. С ее помощью мы определили, где находился подозреваемый и его жертвы, направление, откуда прилетели брызги крови, по крупицам восстановили все подробности нападения и маршрут передвижения предполагаемого преступника. В итоге доказательная база была очень убедительной, и мы подтвердили: преступник не убегал из квартиры, обороняясь. Он, наоборот, преследовал своих жертв и нанес им смертельные ранения. Мужчина был признан виновным в двойном убийстве и понес заслуженное наказание», - отметил Владимир Михайлович.
Сравнивая работу по фотофиксации места происшествия прошлых лет с сегодняшним днем, ветеран отмечает, что процесс получения фотографий в техническом плане значительно упростился. Появилось множество цифровой техники, чего стоят одни только сотовые телефоны с камерами хорошего разрешения. Каждую деталь можно снимать в разных ракурсах и на различных расстояниях, не думая о том, что кадры скоро закончатся. Очень удобно архивировать фотографии на компьютере в электронном виде и просматривать при необходимости. Да и получение снимков стало простым до минимализма: достаточно подключить фотоаппарат к любому компьютеру и через минуту фотография распечатана на принтере. Технический прогресс не стоит на месте, и с его помощью полицейские повышают эффективность и оперативность своей работы.
Сейчас Владимир Михайлович является активным коллекционером вещей Советского периода и криминалистической техники. Особое почетное место в его коллекции занимают фотоаппараты – их количество уже превысило сотню, и продолжает расти. Самый первый, памятный и любимый экспонат – тот самый фотоаппарат «Мир» 1961 года выпуска, на который 2-летнего Володю снимал его отец. Из необычных – фотоаппарат «Москва», который выдвигается «гармошкой», «Зенит», напоминающий ружье и который нужно упирать в плечо, весящий несколько килограммов «Киев», «Любитель 166В» с двумя объективами. С поры, когда коллекция только зародилась, в ее пополнении активное участие стали принимать родственники, друзья и коллеги Котельникова. К примеру, сотрудник УВД Тольятти принес Владимиру Михайловичу фотоаппарат «Москва», который с 60-х годов хранился в подвале частного дома в селе Усолье Шигонского района. Среди кучи старых вещей его искали очень долго, но в итоге экспонат занял почетное место в коллекции.
Есть в ней и модели, которые подполковнику полиции в отставке пришлось кропотливо восстанавливать самому. Несколько месяцев потребовалось на то, чтобы разобрать «по винтикам» и заново собрать проржавевший фотоаппарат «Киев». Долгое время он пролежал на хранении под прохудившейся крышей дома, годами на него стекала вода. Котельников очистил от ржавчины и отмыл все детали. Каждый этап разбора аппарата Владимир Михайлович фотографировал, иначе, как он признается, восстановить его было бы просто нереально. Теперь «Киев» радует глаз всех, кто обращает внимание на великолепную коллекцию.
Мечта ветерана – на базе Управления МВД города возродить музей истории милиции (полиции), и в частности криминалистики. «Очень важно сохранить память и традиции среди сотрудников ОВД, и я сделаю для этого все возможное», - отмечает Владимир Котельников.
Мария Юдина, старший референт отделения информации