(Екатеринбург, сегодня 01.11.2018 в 7:23:19).
Программы и проекты учреждения допобразования рассчитаны на ребят в возрасте от 5 до 17 лет.
Официальный портал Екатеринбурга продолжает рубрику, посвященную презентации муниципальных учреждений дополнительного образования.
На этот раз речь пойдет о детском экологическом центре «Рифей» (ДЭЦ) Железнодорожного района Екатеринбурга.
«Центр «Рифей» – это современное пространство для детей и подростков, где они изучают окружающий мир. Здесь круглый год проходят путешествия в мир живой природы и обучающие семинары, - рассказала директор центра Наталья Ерохина. - Занятия у нас дают знания об экологии, учат проводить эксперименты и использовать полученные знания. Эти занятия развивают детей, организуют, учат думать, работать в команде, делиться информацией и полученными результатами. Это развивает потенциал, который позволит юным исследователям в дальнейшем стать учеными, лидерами и политиками. Изучение экологии может быть очень скучным занятием, особенно для школьников. Для того, чтобы сделать учебу интересной, специалисты ДЭЦ поднимают экологические проблемы необычным образом: здесь проводят викторины, игры и квесты, туристические походы, а также самые настоящие опыты».
Центр «Рифей» начал работу в 1993 году. Программы и проекты учреждения допобразования рассчитаны на ребят в возрасте от 5 до 17 лет. За почти четверть века работы ДЭЦ в его программах и проектах приняли участие более 500 тысяч ребят.
«Малыши здесь делают свои первые открытия. Школьники могут подготовиться и поучаствовать в олимпиаде по экологии, биологии, географии, принять участие в совместном с Дворцом Молодежи проекте предпрофессиональной подготовки по направлениям: персональная медицина, экология леса, экология водоемов, экология человека, экология животных, современные агротехнологии, подготовить и представить к защите собственный исследовательский проект», - отметила Наталья Ерохина.
В центре организовано 40 детских творческих объединений по четырем направленностям: эколого-биологическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, техническое, в которых занимается 610 детей и подростков.
«Кто такие гидробионты и геобионты? Чем отличается симбиоз от комменсализма? Зачем перелетные птицы улетают на юг? Почему одни животные заботятся о своем потомстве, а другие нет? На эти и другие вопросы дети могут найти ответы на наших занятиях в детском творческом объединении «Экологи-зоологи», которые проходят не только в учебных классах центра, а также в мини-зоопарке, на природе», - сказала директор центра учреждения допобразования.
Помимо теоретических знаний, ребята приобретают навыки исследовательской работы, участвуют в практических мероприятиях, способствующих улучшению экологического состояния района, города.
В кружке «Комнатное цветоводство» занимаются дети, проявляющие интерес к биологии. Воспитанники центра усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за комнатными растениями, по их размножению и пересадке; овладевают информацией о влиянии комнатных растений на воздух в помещении, на состояние человека; использование комнатных растений в оформлении интерьера. Здесь дети получают ответы на вопросы: Откуда происходят растения? Каковы условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создавать для лучшего произрастания их в помещении? Как размножаются эти растения? Почему растение болеет? Как бороться с вредителями растений? Чем полезно это растение? «Все это несомненно стимулирует не только любознательность и познавательный интерес, но и формирует основы исследовательской деятельности, научного мышления», - пояснила Наталья Ерохина.
Воспитанники кружка участвуют в конкурсах и профильных выставках различного уровня от районного конкурса до международных экологических фестивалей.
На занятиях кружка «Цветовод-декоратор» дети обучаются основам земледелия, растениеводства и цветоводства заключающегося в: обработке почвы, посеве семян, уходе за рассадой; изучение агротехники выращивания цветочно-декоративных культур открытого и закрытого грунта; способам защиты растений от вредителей и болезней; основам цветочной аранжировки, фитодизайну, составлению букетов, композиций из сухоцветов, созданию коллажей из засушенных растений.
Детское творческое объединение «Юные любители природы» организовано для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые еще недостаточно знакомы с миром растений и животных. Ребята знакомятся с разнообразием живой природы и изучают фауну родного края. На занятиях в классе и минизоопарке происходит наблюдение за живыми объектами, просматривается необходимая литература, делаются рисунки объектов. Дети учатся определять животных, изучать их повадки и жизненные циклы на основе своих наблюдений. При невозможности изучать живых представителей фауны на занятиях используются фотографии или иллюстрации в качестве наглядных материалов. Кроме того, используются различные видеоматериалы, где демонстрируется поведение изучаемого животного.
«Занятия в кружке способствуют расширению знаний о мире живой природы, дают возможность получить практические навыки ухода за домашними питомцами», - рассказала директор учреждения допобразования.
На занятиях кружка «Юные зоологи» дети знакомятся с представителями многообразного и удивительного царства животных, начиная с самых простых (одноклеточных) до млекопитающих. Узнают об их повадках, способах защиты и охоты, роли в природе. Часть каждого занятия обязательно проходит в минизоопарке, где ребята ухаживают за питомцами, ведут наблюдения за их поведением и развитием. Дети не только ближе знакомятся с фауной родного края, но и отслеживают количество животных, участвуют в экологических мероприятиях, направленных на сохранение видового разнообразия.
В центре «Рифей» также осуществляется начальная туристско-краеведческая подготовка детей, где они изучают географию, историю родного района, города, края. На занятиях детей учат различным аспектам выживания в экстремальных условиях. Ребята обучаются ориентированию на местности с помощью компаса и карты, по местным предметам; организации бивачных работ; оказанию доврачебной помощи в условиях походов, установке палатки, разбивке палаточного лагеря, разжиганию костров. Развиваются навыки составления плана путешествия и разработки маршрута; проведения простейших исследований на маршруте; сбора, обработки и коллекционирования собранных материалов. Развиваются навыки работы в команде, чувства товарищества, «плеча друга», дружбы, взаимопомощи, чувства патриотизма. На базе центра ребята проводят простейшие исследования, изучают историю родного района, города, края, выполняют проектные работы, участвуют в конкурсах.
На занятиях «Природа и фантазия» дети обучаются способам отражения красоты родной природы, объектов реального мира средствами изобразительной, декоративной, конструктивной видов деятельности. «У детей развиваются умения отражать в рисунке собственный эмоциональный, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений», - сказала Наталья Ерохина.
На занятиях у детей формируется умение одухотворять - очеловечивать «живую» и «неживую» природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных, занесенных в Красную книгу; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы; способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях; готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства.
«Наши воспитанники овладевают навыками рисования и приемами художественной обработки различных материалов: дерева, глины, ткани, папье-маше, - отметила директор центра «Рифей». - Общетрудовыми и специальными приемами ребята учатся качественно выполнять работу, быть аккуратным в ней, доводить начатое дело до конца».
Кроме того, в учреждении допобразования Железнодорожного района Екатеринбурга организован агитклуб «Рифей», где у ребят идет формирование активной гражданской позиции и экологосообразного мышления.
«У детей развивается чувство товарищества, коллектива, развиваются коммуникативные качества. Создаются условия для социальной адаптации каждого ребенка, развития у детей лидерских качеств», - сказала Наталья Ерохина.
Воспитанники агитклуба участвуют в репетиционной и концертной деятельности, экологических акциях и проектах агитационного характера, конкурсных мероприятиях экологической направленности, просветительской деятельности с населением.
Центр «Рифей» располагает двумя теплицами, в которых размещены зимний сад и мини-зоопарк. В зимнем саду собрана и культивируется коллекция более 100 видов растений, более 500 экземпляров выращено детьми и педагогами учреждения допобразования. В мини-зоопарке собрана коллекция из более 30 видов декоративных грызунов и мелких хищников, аквариумных рыб, рептилий, за которыми ведется постоянный уход и наблюдение. В теплицах центра ежегодно выращивается более 10 000 кустиков рассады, которая высаживается сотрудниками и воспитанниками «Рифея» на клумбах для озеленения территорий пяти образовательных учреждений, двора Дома Ветеранов.
ДЭЦ «Рифей» является дипломантом ежегодных областных выставок «ЮНЭКО», международных, межрегиональных ежегодных выставок «Экология. Управление отходами», «Мать и дитя», «От А до Я».
Центр более 10 лет является организатором районных мероприятий: интеллектуальная игра «Эко-Колобок»; экологические праздники День Земли и День защиты животных; ежегодный экологический слет «Северка».
«Мы уверены, что нельзя изменить экологическую ситуацию к лучшему только с помощью нового оборудования и современных технологий. Нужно менять экологическое сознание людей, формировать культуру природопользования, прививать навыки бережного отношения к природным ресурсам. И если взрослым зачастую трудно поменять свои привычки, то дети открыты новым знаниям. И при этом именно дети способны заинтересовать идеей бережного отношения к природным ресурсам своих друзей и свои семьи: дети рассказывают друзьям и родителям, почему природные ресурсы нельзя расходовать бездумно. Дети вовлекают родителей в практику бережного отношения к природе как в игру, и постепенно это перестает быть игрой и становится привычкой», - отметила директор центра «Рифей» Наталья Ерохина.
Текст и фото предоставлены Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга