Екатеринбург: Эксперты-культурологи замерили «Екатеринбургский пульс» и вынесли рекомендации

  • 5 декабря 2018, 10:22

(Екатеринбург, сегодня 05.12.2018 в 10:22:50).

Идея исследования культурной среды уральской столицы родилась на Первом Уральском региональном культурном форуме CILTURALICA.

Накануне, 4 декабря, в Екатеринбурге на площадке Ельцин Центра (ул. Бориса Ельцина, 3-а) состоялась презентация доклада «Екатеринбургский пульс. 2019. Культурная среда и символический капитал».

Идея исследования культурной среды уральской столицы родилась на Первом Уральском региональном культурном форуме CILTURALICA. Затем на протяжении полугода авторская группа профессионалов из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы проводила исследование – и наконец презентовала результаты представителям органов власти, руководителям крупных культурных институций, основателям знаковых фестивалей и форумов, а также культурной общественности уральской столицы.

Презентация началась с показа видеоролика, созданного в преддверии объявления города, который примет у себя Всемирную выставку ЭКСПО-2025. И хотя результаты голосования всем известны, ролик продолжает утверждать «Екатеринбург достоин принять ЭКСПО-2025».

Никакой шутки в этом нет: как утверждают эксперты во главе с руководителем исследования, продюсером, режиссером, культурологом Эдуардом Бояковым, Екатеринбург – город уникальный. «Сегодня ни у кого не возникает сомнений, что Екатеринбург – город очень насыщенной культурной жизни, богатый культурными институциями, богатый событийно, – начала свое выступление и.о. начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, куратор исследования Татьяна Ярошевская. — И никто, казалось бы, этого не оспаривает. Но мы – Управление культуры и работающие в муниципальной сфере люди – максимально приближены к человеку, ко всем процессам, происходящим в городе. И мы фиксируем одну парадоксальную вещь: с одной стороны, культура с ее формированием основных, базовых ценностей никогда не являлась отраслью, которая в приоритете финансирования. С другой – культура, конечно же, является невероятным драйвером развития территории, причем не только в социальном смысле, но и в экономическом. Мы видим, насколько культура преображает человека».

Татьяна Ярошевская также отметила, что такие парадоксы побуждают лучше исследовать культурное поле: понять, что такое Екатеринбург культурный, как он сегодня развивается, какие есть точки роста, где искать недоработки и есть ли нереализованные возможности. Поэтому тема исследования культурного поля лежала на поверхности – оставалось только ее реализовать.

Эдуард Бояков в своем выступлении подчеркнул, что, что исследование, которое проводилось на протяжении полугода, заслуживает внимания. «Несмотря на то, что все мы зависим от культурной политики, невероятно сложно придумать способы ее наблюдения и оценки. Результаты поступков в культурной среде приходят через пять, семь, десять лет. Может ли современная политика ждать? Очень редко. И мы оказываемся в ситуации диалектики: с одной стороны, мы понимаем, что речь идет о наших детях, о будущем нации, а с другой, мы вынуждены как-то контролировать сегодняшнюю ситуацию. Поэтому русская культура оказывается в сложной ситуации, перед лицом бесконечных вызовов и опасностей», — заявил Эдуард Бояков.

На площадке проекта уже опубликована первая редакция доклада «Екатеринбургский пульс. 2019. Культурная среда и символический капитал». Итоговая версия доклада будет издана в феврале, после Второго Уральcкого регионального форума CULTURALICA. Пока же авторская группа призывает всех заинтересованных специалистов к обсуждению данной темы. «Мы рассчитываем заразить присутствующих нашим энтузиазмом и вдохновением, которое мы испытывали в этом потрясающем, удивительном городе. Это не дежурный комплимент: Екатеринбург – город невероятно важный и уникальный», — констатировал Эдуард Бояков. Руководитель исследования отметил, что доклад не представляет собой набор конкретных решений – акцент сделан на концептуальное проектирование. Также он рассказал о том, что выбранный метод исследования группа авторов назвала интегрально-средовым: в нем соединились методы экономического, в том числе статистического, анализа, и ценностно-аксиологическая платформа. Ключевыми понятиями метода являются понятия «традиция» и «гений места». «Культура – это способ и процесс передачи ценностей, традиций. Во время этой передачи традиция развивается и меняется – это факт. Но ядро остается, и мы должны его сохранять», — отметил Бояков.

Говоря о Екатеринбурге как о культурной единице, авторы выбрали объектом исследования культурную среду и символический капитал. Были выделены 12 важных качеств города Екатеринбурга: 1. Столица Урала и третья столица России; 2. Уральские горы; 3. Город-крепость; 4. Город-тракт; 5. Уральская порода; 6. Уральская фантазия, мифопоэтика; 7. Город-завод, город-изобретатель; 8. Город будущего; 9. Столица современного искусства; 10. Центр старообрядчества и меценатства; 11. Столица русского покаяния; 12. Город горожан. Закончив свое выступление, Эдуард Бояков предоставил слово коллегам – исследователям и авторам глав доклада «Екатеринбургский пульс. 2019. Культурная среда и символический капитал».

Инициатор и куратор фестиваля «Стенограффия», создатель и руководитель агентства StreetArt Евгений Фатеев отметил, что один из самых важных диагнозов, которые он поставил за время исследования – малоговорение: активно и громко живущий город, обладая мощным потенциалом, не является пространством, в котором рождаются интерпретации. Рекомендация в связи с этим – в Екатеринбурге должно появиться федеральное амбициозное культурное медиа. Руководитель Центра Столыпина, культуролог, экономист Иван Карпушкин, работавший над главой, посвященной экономике и городскому хозяйству, остановился на нескольких ключевых мыслях, возникших во время исследования.

Екатеринбург является одним из лидеров устойчивого развития, он очень амбициозный – все время пытается найти, в чем он лучше других. И не может. И это хорошо, потому что устойчивое развитие сегодня уже не работает – нужны высокие цели, к которым город будет тянуться и благодаря этому идти вперед. Поэтому Екатеринбург – не город-лидер сегодня, но город-лидер завтра. Однако инструментарий от этих целей отстает, и культура выступает здесь как некая связка, которая далекие стратегические цели приводит к сегодняшним действиям, которые нам доступны. Екатеринбургу нужно создавать креативный климат – ту самую безбарьерную среду, в которой творческие проекты могут чувствовать себя комфортно, в которой могут запускаться достаточно быстро и не думать, смогут ли они найти финансирование или нет.

Проектный и медийный стратег агентства партизанского маркетинга StreetArt, преподаватель Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), член Русского Художественного Союза Александр Зиновьев отметил, что в Екатеринбурге очень мощно развита сетевая инфраструктура, однако не развито потребление – умение пользоваться сетью. В этом вопросе отстают учреждения культуры, поэтому им нужен некий агент, который сможет работать со всем направлением. Продюсер, руководитель более 30 масштабных театральных и фестивальных проектов Мария Кубланова отметила абсолютную уникальность системы дополнительного художественного образования, которая готовит не только творцов, но и профессиональных зрителей. Она сказала о том, что детский театр в Екатеринбурге стал городской традицией, а также столица Урала стала городом детского фестивального бума. Однако создается ощущение закрытости отдельных учреждений: большинство находится в некоем защитном коконе. И поэтому одна из рекомендаций, которая выносится на обсуждение – создание более мощных коммуникационных сетей для организаций, которые занимаются искусством для детей в Екатеринбурге. Вторая рекомендация – создание мощных фестивальных событий, более глобальных, нежели сейчас. Третья – коммуникация с городом: дизайн-переосмысление детского искусства.

О развитии киноискусства в Екатеринбурге рассуждал ученый, эксперт, аналитик в области стратегического планирования, культуры и кинематографии Олег Иванов. Он отметил движение вверх российского кино, сегодня можно говорить даже о региональной конкуренции с Голливудом; затем рассказал о том, что в Екатеринбурге произошла утрата бренда третьей киностолицы. Кинопроизводство находится в кризисе.

Уральская школа сохраняется лишь благодаря усилиям отдельных мастеров, и молодые кинематографисты в поисках работы уезжают из региона. При этом прокатное обеспечение в уральской столице – на высоте, прокат доступный и разнообразный, высокая активность киноклубов и широкое фестивальное движение, огромный интерес к кино у населения. Рекомендация – преодолеть разобщенность киносообщества, начать совместно решать общие проблемы, начать работать с молодежью.
Музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина рассказала о нынешнем состоянии музыкального и театрального искусства в Екатеринбурге. Она отметила, что в этих сферах Екатеринбургу есть, чем гордиться. Если же говорить о проблемах, то в первую очередь это кадры: огромное количество прекрасных людей, начавших свою творческую деятельность в Екатеринбурге, продолжают ее в столицах, в лучших театрах страны, и занимают там ведущие позиции. А значит, нужно создать условия для того, чтобы люди оставались в Екатеринбурге. Что касается музыки, то главная проблема на сегодня – очень агрессивное аудиопространство, которое окружает нас буквально везде. Рекомендация Ларисы Владимировны – начать создавать «чистые» зоны, чтобы у людей была возможность избежать психических травм, вызываемых постоянным шумом. Театры же, по мнению Ларисы Владимировны, должны перестать быть директорскими и стать театрами интендантов – людей, которые руководят культурной и творческой политикой и отвечают не только за финансовый результат, но и за творческий. С этим связано и понятие института независимой экспертизы, который должен сыграть важную роль в развитии театрального искусства.

Еще одна проблема – отсутствие большого брендового мультижанрового фестиваля, который объединил бы многие искусства и был бы посвящен самоидентификации Екатеринбурга. Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский логично завершил выступления исследователей, выделив особо важные моменты в написанной им главе о краеведении. Он отметил, что в последние несколько лет в Екатеринбурге наблюдается взлет интереса к истории города. Однако необходим выход краеведения на качественно новый уровень: обобщать весь массив накопленных знаний, развивать новые направления исследований, выходить за собственные рамки и выявлять новые возможности краеведения и локальной истории. Также в рамках развития экскурсионного рынка стоит обратить внимание и на жанр туристических карт и путеводителей.

Подводя итог вышесказанному, Эдуард Бояков перечислил основные выводы и рекомендации.

Вывод 1: уникальная, богатейшая культурная среда. Рекомендация: культурная среда должна стать основой городского бренда.

Вывод 2: культурная политика не согласована на трех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном). Рекомендация: создать согласованную культурную политику, которая станет фундаментом социально-экономического развития.

Вывод 3: тема «городского патриотизма» часто используется в городских общественных конфликтах. Рекомендация: развитие краеведения как ресурса социальной солидарности и гордости за Родину. 

Вывод 4: Культурологический кризис. Отсутствие художественной экспертизы. Рекомендация: создание национального культурного медиа.

Вывод 5: не развиты парки. Не осмыслены особенности компактного города и уникального «зелёного кольца». Рекомендация: программа развития парков и «зелёного кольца» с учетом планов реновации индустриальных зон.

Вывод 6: разобщенность, атомизация творческих ресурсов. Рекомендация: программа развития творческих кластеров.

Вывод 7: фестивалей много – нет системы и лидеров. Рекомендация: внятная фестивальная политика.

Вывод 8: накапливаются проблемы с художественным образованием. Рекомендация: региональная политика художественного образования.

Вывод 9: кадровый кризис. Рекомендация: разработка системы аттестации работников культуры, кадровая ревизия, новый набор.

Вывод 10: визуальный хаос в городе. Проблемы с дизайном, рекламой, навигацией. Рекомендация: дизайн-революция.

Вывод 11: отсутствие актуальной информации о культурной среде. Рекомендация: создание интегрального банка данных в сфере культуры.

Во второй части встречи Эдуард Бояков ответил на вопросы из зрительного зала: рассказал об опыте предыдущих исследований, о методологии; отметил, что на нынешний момент необходимо обсудить с культурным сообществом разработанную программу, однако подчеркнул, что ее реализация зависит от многих условий: «Пульс – это то, что дает энергию всему организму». В связи с этим авторы исследования приглашают неравнодушных екатеринбуржцев к диалогу: в комментариях к этому тексту вы можете задать свои вопросы или внести предложения. С первой редакцией доклада «Екатеринбургский пульс. 2019. Культурная среда и символический капитал» можно познакомиться перейдя по следующей ссылке: http://ekaterinburgpulse.ru/

Текст предоставлен порталом культура.екатеринбург.рф, фото Георгия Сапожникова


  • Екатеринбург