фото пресс-службы ГУ МЧС по Кировской обл.

В первые часы трагедии вряд ли кто-то мог предположить, что сумма ущерба нововятичей, по самым скромным подсчетам, превысит 30 миллионов рублей и за редким исключением не будет возмещена виновной стороной, а ликвидация последствий аварии затянется до глубокой осени…

5 февраля прошлого года в 4.43 утра в единую диспетчерскую службу города Кирова поступило экстренное сообщение: в Нововятском районе недалеко от железнодорожного переезда произошел сход 32 железнодорожных вагонов с газовым конденсатом, которые загорелись. И хотя на место катастрофы были сразу же брошены все оперативные службы, из близлежащих домов спешным порядком эвакуировали почти семьсот человек и к  9 часам пожар локализовали, под насыпью уже вовсю полыхали десятки гаражей, а пятно горящего конденсата достигло берега реки Вятки и даже выползло на лед. В первые часы трагедии вряд ли кто-то мог предположить, что сумма ущерба нововятичей, по самым скромным подсчетам, превысит 30 миллионов рублей и за редким исключением не будет возмещена виновной стороной, а ликвидация последствий аварии затянется до глубокой осени. Что с общей площади более 12 тысяч квадратных метров придется вывозить и утилизировать почти полторы тысячи кубических метров  загрязненного грунта  и более трехсот кубометров древесной и кустарной растительности, вырубать на Вятке девятьсот  кубометров загрязненного льда и вносить почти полторы тонны нейтрализующего сорбента. Впрочем, не будем углубляться в техническую сторону вопроса, поговорим о бедах людских, о делах житейских. Ведь многие жители напрямую пострадали от этой аварии, потеряв свои гаражи, автотехнику, бытовой и рабочий инструмент.Всего в комиссию по возмещению ущерба поступило 123 заявления. В итоге заявленный ущерб составил порядка 32 миллионов рублей. Железной дорогой по представленным  правоустанавливающим документам принято и частично удовлетворено 32 заявления. На сумму 5 миллионов 400 тысяч рублей. Остальным отказано по причине отсутствия на сгоревшие объекты недвижимости соответствующих документов. Так что собственникам или владельцам гаражных боксов и овощных ям остается  доказывать свое право на недвижимость, и соответственно — претендовать на компенсационные выплаты, непосредственно в суде.  А суд расположен по месту регистрации ответчика — в городе Нижний Новгород, куда, понятно, не наездишься.

Говорят пострадавшие

Из рассказа Вадима Федотова, председателя гаражного кооператива № 5:- В тот день в пять часов утра позвонила соседка, которая живет на Красноармейской. Спросила, где у меня машина? Трубку взяла жена, ответила: “В гараже”. — “Так бегите скорее, ваши гаражи горят…”  Через полчаса я был на месте. Там уже все полыхало, мой гараж тоже начинал гореть… Успел выгнать машину. Еще сварочник спас… Гараж у меня был кирпичный, стандартный,  6 на 4. Крыша деревянная, покрыта железом.  Овощная и смотровая ямы…  И документы на гараж, на землю — все есть. С 1999 года, когда провели электричество, все оформили. И в налоговой зарегистрировали. За свет постоянно платили… А сейчас ничего нет…В конце прошлого года я подал заявку на расторжение договора на аренду земли. Пришел ответ, что на нашей земле еще осталось два гаража, которые не пострадали. Соответственно, расторгнуть договор нельзя. Или сносите эти гаражи, или платите за аренду! Так в течение всего прошлого года мы и платили за аренду!  Хотя гаражей уже нет! Даже в декабре заплатили, за четвертый квартал…  Ущерб оцениваю в 400 тысяч рублей… Ничего не заплатили… Писал чиновникам, высказывал просьбу о восстановлении гаражей — отказ. Съездил в РЖД. Там говорят: “Это земля Нововятской администрации, она все решает”. — “А если мы сами начнем строить гаражи?” — “Мы вам препятствовать не будем. Все зависит от администрации Нововятского района…” Писал тогда Плехову. Но местные чиновники почитали устав нашего кооператива, не нашли в нем пункта о разрешении восстановления гаражных построек после чрезвычайных ситуаций. Ссылаясь на это, дали отказ. Впрочем, посоветовали: землю могут выделить через аукцион, подавайте заявление. Но это же отдельная плата. И немаленькая… Из рассказа Леонида Побережнюка, члена гаражного кооператива № 5В:- Гараж у меня был типовой, 6 на 4, деревянный пол, оштукатуренные стены, деревянные перекрытия, крыша покрыта железом. Да у всех почти так. И у всех картофельные ямы. У меня даже был приспособлен железный бак, специально его обшил… Там и верстак был устроен. И садовый инструмент хранился, и бензиновая электростанция, и деревообрабатывающая машина, и бензопила, дрель, шуруповерт, лобзик — все необходимое для работы домашнего мастера. Там и мотоцикл “Днепр” стоял… И я не поверю, что сгорело абсолютно все. Металлические предметы — кувалды, молотки…  —  все это было украдено в течение полутора-двух недель, когда нас туда не пускали. Хотя было видно, что часть гаражей еще стоит.  Но потом пришел бульдозер  и все сровнял с землей.   Ничего сейчас не докажешь.Я оцениваю свой гараж в 415 тысяч…  А мне заплатили только за мотоцикл. Причем заплатили столько, что на эти деньги можно купить лишь велосипед…По поводу пожара я писал в управление защиты населения и территорий правительства Кировской области. Надеялся, что там помогут, поднимут все документы. А пришел ответ-отписка: обращайтесь в суд. Или в территориальное управление по Нововятскому району, где организована работа справочного телефона. Хорошо, подал я заявление в Ленинский суд  — пришел отказ: “Ваше заявление не принято, потому что подобной организации — филиал Горьковской железной дороги в Кирове — не существует. Подавайте заявление в Нижний Новгород…” А что же местные чиновники? Господин Плехов 6 февраля вечером собрал нас в Доме культуры. На следующий день после пожара.  И на себе рубаху рвал: “Вам все заплатят. Все сделают по справедливости. Не переживайте, не волнуйтесь…”  Из рассказа Николая Олькова, члена гаражного кооператива № 5: — Когда мне сообщили  о пожаре,  я сразу бегом туда, в этот ад. Двери гаража с трудом открыл — зимой не езжу… Темно, дым, кругом все пылает… И постоянно что-то взрывается. Бензобаки, покрышки, газовые баллоны… Машину выгнали — огненные ручьи бегут под колеса. Речка вся горит. Жутко! Из меня пять дней после этого черная гарь выходила. Через кашель… Потом уже к гаражу не пускали. Но я на третий день  как-то прошел — хотел домкрат прибрать, кувалду. Но не было уже ничего. Взяли, кому понравилось… Пустили только через две недели — там еще что-то оставалось.  6 марта вечером пришел — ровное место. А в конце мая окончательно все сровняли…  

Ущерб за гараж, за имущество — 325 тысяч… Ничего не заплатили… Хотя я много лет платил налог на гараж. И еще на землю была аренда… Хорошо, что машину спас, на буксире вытащили. А то бы вообще без всего остался…

Из рассказа Екатерины Коробейниковой, члена гаражного кооператива № 5А:- Сгорел гараж и все имущество. И машина. Но так как наш кооператив не был зарегистрирован, гаражи не были в собственности, мы вообще “пролетаем”…Когда еще все горело — а на нас пришелся эпицентр пожара, — представители железной дороги записывали номера телефонов, адреса владельцев. Говорили: будем вызывать на экспертизу. И мы ждали, когда же это произойдет. А как-то вечером пошла на стадион, смотрю — там уже вовсю работает трактор. Еще подумала: “Как же экспертиза?” На следующий день иду — сидит охранник, рядом — большой трактор. Спрашиваю: “Ну что, когда будет экспертиза? Вроде, особо уже не горит…” — А он: “Какая экспертиза, когда все уже разровняли…”  Я тогда сразу побежала в администрацию к Плехову. Грубо на него “наехала”: “Вы же наши чиновники, мы же вас выбирали. Почему не защищаете наши интересы? Вы знаете, что там все разровняли?..” А он: “Мы все знаем, мы все  решаем…  Вы не переживайте… Все будет хорошо…” — “Да где же хорошо?! У нас на гаражи документов нет. А там все разровняли. Как мы докажем, что именно в этом месте был наш гараж?..” Я уже на второй день начала делать запросы. Спрашиваю — где документ на выделение земельного участка под гаражи? Его нигде нет, он пропал. И нас считают чуть ли не самозастройщиками. Хотя в нашем кооперативе 40 гаражей. Ни у кого нет документов на собственность. И сколько раз мы раньше ни обращались — всегда следовал отказ… Свой автомобиль, свою “Ниву”, мы нашли в куче металлолома. Опознали по подножкам, которые супруг сделал.  Один остов от машины остался. Написали заявление на возмещение. Нас вызвали в управление ЖД на улице Комсомольской. Показали документ: выплачиваем вам 114 тысяч. Причем с непременным условием: имущественных претензий вы больше не имеете… Было сомнение. Сначала не согласились, ничего не подписали. Но знакомые юристы подсказали: допишите от руки, что соглашаетесь с возмещением этой суммы исключительно за автомобиль. А ущерб мы оцениваем в 477 тысяч рублей. Пять лет назад был капитальный ремонт гаража, крышу заменили, ворота поставили новые.  А нам заплатили только 114 тысяч за авто…  Впрочем, вас ведь никто не спрашивает, согласны или не согласны с суммой предлагаемого возмещения. Не согласны —  вообще ничего не получите.  Разговор короткий. Или поезжайте в Нижний Новгород — разбирайтесь там сами… У нас в кооперативе осталось несколько несгоревших гаражей — владельцы пытались оформить их в собственность — не дают. Говорят: приносите документ на землю! А нет таких документов! И куда идти? К кому обращаться?… Из рассказа Валентина Кивелиуса, члена гаражного кооператива № 5Б:- У нас с женой было два гаража. Стены кирпичные, пол деревянный, перекрытия деревянные,  крыша оцинкованная. И все, что было в гаражах — все сгорело: мотоблок и навесное оборудование к нему, прицеп, сварочный аппарат, инструмент, тисы… За прицеп, правда,  дали 11 тысяч, хотя он нисколько не самортизировался и стоит порядка 30 тысяч… Машина — новая “Шевроле-Нива”, которую я успел выгнать самостоятельно, —  “поджарилась” на 45 тысяч. Так оценили эту “поджарку”. И все тянули до последнего. Нервы помотали основательно. В одном гараже ущерб составил 350 тысяч, в другом — тысяч 300. Суммарно выходит тысяч 650. А выплатили только 56 тысяч. И то перед самым Новым годом, 29 декабря…   Что дальше? Суд документы не принимает. Говорят — вы не собственник гаража. Но было же официальное решение о выделении земли, решение о разрешении на постройку гаражей. Но местная администрация нам эти документы не предоставляет. Почему? Видимо, раз гаражи без документов —  делай, что хочешь: сноси, выгоняй…

Лучше поздно, чем никогда?

Год понадобился чиновникам территориального управления по Нововятскому району, чтобы собрать в здании администрации граждан, пострадавших в результате железнодорожной аварии вблизи станции Поздино. Больше ста человек пришло, непростой получился разговор, нервный, со взаимными упреками. Да и могло ли быть иначе: потеря имущества и последующие хождения по мукам вряд ли кому-то добавили здоровья и веры в справедливость.  И все же пока идет предварительное следствие (а срок его продлен до мая), вопросы возмещения понесенного ущерба надо как-то сдвигать с мертвой точки.    Да, у большинства владельцев гаражей нет правоустанавливающих документов. Но, как подчеркнул на встрече следователь, для следствия важны любые подтверждения наличия собственности:  расписки, выданные при купле-продаже гаража, квитанции об уплате членских взносов в кооператив, гаражные журналы, чеки, квитанции, гарантийные талоны. Даже показания соседей могут быть приняты во внимание… “Ваше преимущество — массовость, затронуты интересы очень многих людей. А это большой шанс выиграть суд у железной дороги”, — убеждал собравшихся представитель следственного управления на транспорте. Слушая настоятельные советы  юриста, я невольным образом вспомнил письмо управления защиты населения и территорий администрации правительства Кировской области от 15 июля прошлого года. В ответ на запрос пострадавшего Л. Побережнюка о возмещении ущерба начальник управления В. Феофанов   доходчиво разъяснял непонятливому гражданину:“Ликвидация последствий аварии, произошедшей на станции Поздино, включала в себя не только возмещение причиненного ущерба пострадавшим гражданам, что возлагается на Горьковскую железную дорогу — филиал ОАО “РЖД”, но и своевременное реагирование на аварию всех служб, минимизацию последствий аварии, особенно недопущение человеческих жертв, что было обеспечено в полном объеме и в кратчайшие сроки.В связи с этим на федеральном уровне получена удовлетворительная оценка действий руководства Кировской области и всех служб во время ликвидации аварии. Вклад участников ликвидации последствий аварии, произошедшей на станции Поздино 05.02.2014 г., в том числе временно исполняющего обязанности губернатора Кировской области Белых Н.Ю., был отмечен министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучковым В.А., за что было проведено награждение медалями МЧС…” Помимо главы региона наградами отметили главу администрации города Кирова Дмитрия Драного и начальника территориального управления по Нововятскому району Геннадия Плехова.  Однако  что странно: ликвидация последствий аварии продолжалась   до глубокой осени, а медали чиновники получили уже на разбежке лета, в июне. Авансом?    А вот получат ли компенсацию за потерю своего имущества рядовые нововятичи хотя бы через год, через два, через пять — десять лет после аварии? Большие у меня сомнения…

Виктор БАКИН