фото vk-smi.ru

Недавно в Республике Марий Эл члены регионального отделения партии «Родина» подняли вопрос о необходимости строительства железнодорожной ветки Яранск — Котельнич. Аргументы у них такие. Новая ветка железной дороги, которая могла бы связать Йошкар-Олу с Кировом, выведет соседнюю республику из железнодорожного тупика, будет способствовать развитию туризма, экономики и инвестиционной привлекательности территории, в том числе увеличит конкурентоспособность товаров из этого региона.

И для ПФО от нее немалая польза: формируются новые грузовые и пассажирские потоки, открываются иные транспортные возможности при разработке новых мест добычи известняка, кварцевых песков и прочего природного богатства.Со слов партийцев, железная дорога Яранск — Котельнич будет востребована и Республикой Марий Эл, и Кировской областью, и всем Приволжьем. А пока же у них предложение к губернатору Кировской области Н.Ю. Белых и главе Республики  Марий Эл Л.И. Маркелову: «кооперироваться на международном уровне» в этом деле, «достучаться до власти», а чтобы углубить процесс — популяризировать идею.Собственно, на Вятке вряд ли в этом стоит усердствовать — проект-мечта не одно десятилетие в умах жителей области, во всяком случае  яраничей — точно. Вот только жизнь у него никак не складывется. Из забвения — в «реанимацию». Потом снова в забвение. И снова в «реанимацию».Не так давно, в феврале 2013 года, оживить его попытался глава Яранского района В.А. Логинов. Обратился за поддержкой к кировским депутатам Госдумы. С помощью С.П. Мамаева его письмо дошло до Минтранса. И, похоже, попало не в чужие руки. Во всяком случае, уведомлял парламентария о рассмотрении обращения яранского главы и.о. министра В.М. Окулов, наш известный земляк, когда-то главный по Аэрофлоту.Министерство о возможности-невозможности строительства железнодорожной ветки Яранск — Котельнич сообщило Владимиру Алексеевичу следующее: «Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 877-р, строительство железнодорожной линии Яранск — Котельнич предусмотрено в перечне новых железнодорожных линий, строительство которых предполагается дополнительно при социально-экономическом развитии региона темпами, превышающими прогнозные».А на период до 2020 года, следует из ответа, сооружение указанной линии не предполагается, так как имеющаяся инфраструктура железнодорожной сети в Кировской области позволяет обеспечивать перспективные объемы перевозок. Кроме того, федеральным бюджетом на 2013 год и плановые 2014 и 2015 годы выделение средств бюджетом РФ не предусматривается. Таким образом, рассмотрение вопросов строительства железнодорожной линии Яранск — Котельнич возможно после 2020 года. Такова квинтэссенция ответа из федерального центра.Глава Яранского района В.А. Логинов об инициативе партийцев из Марий Эл не слышал, но короткий комментарий в телефонном разговоре дал. — Руководство соседней республики тогда и сейчас, конечно, заинтересовано в строительстве этой дороги. Насколько я знаю (это уже было после моего обращения в Москву), Леонид Маркелов встречался с Дмитрием Медведевым и вопрос о строительстве данной железнодорожной ветки был затронут в разговоре. И вроде бы оно попало в новое «железнодорожное» распоряжение правительства страны, но, похоже, в том же не обнадеживающем нас виде, как и прежде. Соглашусь, новая магистраль нужна и северу (например, Вологде), и югу (не только Марий Эл, но и Татарстану, другим приволжским республикам).В чем интерес яраничей? Вряд ли скажу что-то новое. Но если мы в Яранске добавляем к существующим автомагистралям («Вятка», Нижний Новгород — Киров) еще и транзитную железную дорогу, то получаем совершенно иную логистику. Территория становится интересной для бизнеса, в том числе сельскохозяйственного. У нас ведь средний размер поля в 1,5 раза больше, чем у куменцев, широко шагающих в развитии своего аграрного сектора, бонитет почвы выше. Собственно, чтобы сделать нашу территорию успешной, нужны два главных условия: железная дорога и природный газ. Понятно, что и та, и другая проблемы не остаются вне поля зрения областной власти. Так, например, речь шла о проработке  совместной программы газификации «приграничных» районов Марий Эл, Нижегородской и Кировской областей. Удалось бы нам решить названные вопросы, и яраничам можно было бы жить без тревожных обращений к президенту страны…Как видим, в позиции Минтранса и местных руководителей — по «мотивации» строительства железной дороги Яранск — Котельнич — есть «небольшая» разница. В Москве считают: дайте впечатляющий экономический рост — и будет вам железная дорога; в провинции: дайте нам дорогу — и будет такой рост… Сблизить эти позиции наверняка непросто, особенно в период антикризисных мероприятий в стране, когда и деньги будут очень скрупулезно считать, и в новые крупные проекты «ввязываться» с большей осторожностью. Хотя «на местах» кто-то, видимо, может думать по-другому.

Справка «ВК»

Кстати, В.С. Жаравин, начальник отдела Госархива  (ГАСПИ) Кировской области, изучавший историю строительства железной дороги на Яранск, приводит такие данные.«…Власти Кировской области продолжали настаивать перед Центром о строительстве железной дороги через Яранск. Наркомат путей сообщения СССР поддержал эту инициативу и дал задание на ее проектирование Ленинградскому институту «Ленгипротранс». В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в город Уржум. И в это время, в 1942 году, сотрудники проектируют железнодорожную линию Йошкар-Ола — Яранск — Котельнич протяженностью 120 км».Первый пассажирский поезд пришел в Яранск только в 1976 году, 23 февраля.«Однако прямого железнодорожного сообщения с областным центром Яранск так и не получил, хотя попытки к этому продолжались почти до конца ХХ века, — напоминает В.С. Жаравин. — В 1985 году избранный первым секретарем Кировского обкома КПСС В.В. Бакатин попробовал решить этот вопрос. За его подписью последовали ходатайства в ЦК КПСС и Госплан СССР о строительстве дороги. В 1990 году на I съезде народных депутатов СССР делегат от Кировской области летчик-космонавт В.П. Савиных, выражая наказ своих избирателей, поднимал вопрос о строительстве дороги Яранск — Котельнич. Но тоже безрезультатно. Таким образом, строительство железной дороги Яранск — Котельнич — Киров — задача ХХI века…»

Артур МАСАЛЬЦЕВ