26 ноября 2020, 16:38

Росбалт: Как в Петербурге социальное питание превратилось в бизнес чиновников

Ещё недавно Петербург мог похвастаться децентрализованной системой питания учреждений образования. В летний период последние выбирали предприятия, специализирующиеся на приготовлении завтраков и обедов самостоятельно, основываясь на методических рекомендациях, которые прописаны Управлением социального питания. Нельзя назвать подобную практику безукоризненной, но она по крайней мере отличается гибкостью, позволяющей образовательным учреждением подстраиваться под изменчивые экономические реалии.

Похвастаться своим пищеблоком могут далеко не все школы, при этом численность учащихся и льготников ежегодно меняется. Даже с учетом неизбежных претензий со стороны родителей и каких то вопросов со стороны надзирающих структур, Министерство просвещения признало систему питания школ Санкт-Петербурга №1 в РФ. Так было до тех пор, пока руководить упомянутым Управлением не стал Алексей Барабанщиков, ранее служивший в отделе гарантированного питания Московской обл., а ещё раньше руководивший «кормильцем» большинства московских школ, комбинатом питания «Школьник», пишет Росбалт.

Вместе с ним в Северную столицы прибыл и московский опыт тотальной госмонополизации всего и вся. Губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову был предложен план реформирования отрасли. Из документа следовало, что в отрасли процветает коррупция и налицо сплошные нарушения поручения Президента об обеспечении детей младшего школьного возраста гарантированным питанием. Поэтому, утверждалось в плане, следует укрупнить тендеры на поставки питания до размеров районов, т.е. до кластеров в несколько десятков детсадов и общеобразовательных школ.

Простая, на первый взгляд, идея имела двойное дно, отмечает издание. Далеко не все участники рынка имеют опыт работы с контрактами в несколько сотен миллионов рублей. Таким образом качество работы отходило на второй план, а определяющими становились другие, чисто формальные признаки.

А попутно от участия в конкурсах за счет непомерных сумм контрактов практически устранялись курирующие районные структуры. Монопольное право получали Комитет по госзаказу и Управление социального питания.

Одним росчерком пера устранялись конкуренты, а г-н Барабанщиков получал бы право формировать требования конкурсной документации, к чему ранее Управление социального питания не имело никакого отношения.

Издание пишет, что по мере внедрения новой схемы рушилась проверенная годами система получения контрактов. Сроки проведения конкурсов были сорваны: процедуры буксовали в ходе торгов, участники не успевали переоформить документы, подрядчики окончательно запутались в новых требованиях и критериях. Итогом борьбы за выполнение требований президента о предоставлении бесплатного питания стало лишение детей бесплатного питания. В октябре 2020 в Петербурге насчитывалось свыше 120 тыс. учащихся, получавших питание по «временным» схемам. Во избежание социального взрыва и нарушения указа главы государства власти города пошли на беспрецедентный шаг – разрешили заключать временные договора в обход существующих процедур. Существует возможность расторжения данных договоров в любой момент, и дети останутся без льготного питания. Сейчас уже конец осени, а воз и ныне там.

И вот что примечательно. Во всех новых процедурах засветилось АО «КСП Красносельского района», которое контролируется Смольным. Началось все в Пушкине, где АО получило немалый контракт, в соответствии с которым комбинат, ранее не работавший за пределами своего района, получил право кормления всех учащихся. Причем сделано это было через голову государственного Пушкинского комбината. Однако, комбинат, не имеющий в Пушкине собственных мощностей, контракт, по сути, сорвал – продукты возились в термосах, с опозданиями, зачастую пайков на всех просто не хватало.

Посыпались жалобы родителей в прокуратуру, которая вынуждена была реагировать.

По подобной же схеме Красносельский комбинат пытался победить на конкурсах в Калининском, Московском, Фрунзенском районах. Но не получилось – помешали собственные ошибки при составлении документации и противодействие местных заказчиков потугам Управления соцпитания. В результате местные школы были «подсажены» на временные контракты. Конкурс в Приморском р-не затянулся по сей день.

А вот в Василеостровском районе получилось интереснее. Конкурс прошел лишь 2 ноября и завершился победой «смольнинцев». И это невзирая на предложенные ими более высокие цены, а также то, что их конкуренты выступили с более интересными предложениями. Красносельский КСП заявил целых 400 поваров. Но при том, что в районе лишь 33 школы,

Понятно, что мы имеем дело с попыткой монополизации рынка через поглощение госпредприятий и устранения через сомнительные конкурсы с рынка конкурентов, пишет издание. Автор задается риторическими вопросами: Стоит ли напоминать г-ну Барабанщикову, что уставом возглавляемого им ведомства он обязуется способствовать развитию здоровой конкуренции?

Кстати, ни юридическая служба Смольного, ни петербургское управление антимонопольной службы не согласовали схему Алексея Барабанщикова, не существующую таким образом юридически, но работающую в Санкт Петербурге на полную мощь фактически. Весь расчет, видимо, на имеющуюся у г-на монополизатора подпись Беглова на предложении Управления соцпитания. И на то, что пока должностные лица будут не спеша разгребать ситуацию, рынок уже будет подмят. А в случае чего – губернатор подписал, ему и отвечать...

Автор: Антон Долин

Добавьте «Вечерний курьер» в источники
Категория: Санкт-Петербург

Новости по теме:

Поделитесь новостью с друзьями
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Интересные новости
Комментарии для сайта Cackle