Станция метро «Театральная» (оранжевая ветка) в Петербурге будет достроена до конца 2024 года, правда ее открытие не состоится. В Смольном заявили, что возведение в эксплуатацию вестибюля по адресу Лермонтовский проспект, 1/44 запланировано лишь в конце 2026 года. Его проект сейчас только разрабатывается.
Отметим, сроки строительства и ввода в эксплуатацию станций коричневой и оранжевой веток корректировались неоднократно. Та же «Театральная» впервые появилась в планах в 2008 году, а открыть ее собирались в 2014-м. Далее сроки переносились то на 2017 год, то на 2019-й.
Еще три станции — «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская» — пока обещают сдать вовремя — в том же 2024 году. В петербургском правительстве также рассказали, что в настоящее время ведут проектирование Красносельско-Калининской линии (коричневой ветки) с еще одной новой станцией – «Каретной». А после июня метростроители возьмутся за прокладку участка от станции «Беговая» до «Богатырской» (зеленая ветка).
Петербург всегда был известен затяжным строительством метро. В то время как в Москве сдают по восемь-десять станций в год, в Северной столице десять последних станций строили с 2010 по 2019 год. Впрочем, в Смольном проблем в ситуации не видят. Недавно чиновники рассказали, что ждут от «Алмаз-Антея» новый тоннелепроходческий щит, обновляют проекты станций метро и разбираются с собственниками земельных участков. Правда, при этом поясняют, что щит появится только через полтора года, а без получения участков на продолжении зеленой ветки можно поставить крест.
Учитывая эти и другие проблемы, назревает необходимость активнее развивать наземный транспорт, ведь жителей в городе меньше не становится, из-за чего Петербург все сильнее задыхается в пробках. И здесь власти могли бы пойти по пути столицы: строить выделенные полосы для автобусов, перехватывающие парковки и пересадочные узлы. Например, там одних только узлов построено уже четыре десятка, а в течение двух следующих лет их появится еще 29.
ТПУ представляют собой хабы, объединяющие места посадки и высадки пассажиров разных видов транспорта – от автобусов и метро до городских электричек. Обычно в составе узлов строят и перехватывающие парковки, где автомобилисты могут оставлять свои машины.
Польза от ТПУ огромна: сокращаются пробки, ускоряются пересадки, а перемещения по городу на общественном транспорте становятся комфортными и безопасными. Пересадочные узлы также помогают привлечь в район инвестиции: бизнес охотно вкладывается в их строительство, чтобы затем жители могли пользоваться услугами, которые будут оказываться в коммерческих помещениях (магазины, банки, салоны красоты и т.д.)
В Петербурге проект строительства 61 ТПУ существует уже несколько лет, правда только на бумаге. Его автор – компания «Мегалайн» – подписала соглашение со Смольным еще в 2021 году на Петербургском международном экономическом форуме. Инвестор планировал вложить в проект 186 млрд рублей, не требуя ни копейки из городского бюджета. Первый объект на базе станции метро «Старая Деревня» мог бы появиться за несколько лет. Этот ТПУ должен был объединить железнодорожную станцию, метро, остановки общественного транспорта, перехватывающую парковку, филиалы банков, МФЦ и гостиницы. Причем, все объекты были спроектированы так, что размещались под одной крышей и были соединены теплыми переходами и эскалаторами. Несмотря на все перспективы и удобства, Смольный отказался от проекта без объяснения причин буквально через год.
Сейчас городские власти идут «своим» путем и все больше раздают обещания, которые вряд ли когда-либо будут реализованы. В прошлом году в Смольном заявили о планах увеличить протяженность линий метро на 139 км – то есть построить 89 новых станций до 2050 года. Но, как выяснили СМИ, по 69 из них вообще нет и никогда не было никакой конкретики. Кроме того, несложно подсчитать, что тогда петербургским властям нужно строить минимум три станции в год, однако уже понятно, что для нынешних руководителей города это нереальные цифры.