Почему российские писатели-классики не предотвратили вооруженный конфликт России с Украиной? Таким вопросом задалась титулованная американка Элиф Батуман. Ответ решила искать в российской литературе.
Западная писательница, финалистка Пулитцеровской премии в большой статье «Перечитывая русскую классику в тени конфликта в Украине» для журнала The New Yorker пребывает в поисках империализма, экспансионизма и фраз, которые напоминают нынешнюю российскую государственную пропаганду, в произведениях прошлого.
Современную русскую идеологию она попыталась отыскать у самых известных авторов. В итоге нашла и ужаснулась.
К примеру, в «Дневнике писателя» Достоевского она углядела «страшные тирады о том, что православной России суждено объединить славянские народы и восстановить на земле царство Христово».
«Преступление и наказание» Достоевского на Батуман в контексте пропаганды также произвело впечатление. Вывод писательницы: «логика преступлений Раскольникова была логикой империализма», ибо в соответствии с ней «необыкновенные» личности имеют право убивать других за «исполнение идеи» - и здесь автор проводит аналогию с современной Россией, которая проводит СВО в Украине.
Скрытые механизмы «патриархата и экспансионизма» увидела она и у Пушкина - особенно в предисловии к поэме «Медный всадник», передает «Фонтанка».