Закончился январь, зима в разгаре. Но это не означает, что “замораживается” подписка на печатные издания. Количество подписчиков на первое полугодие 2015 года уменьшилось не катастрофически — как можно было предположить после резкого повышения подписной цены весной 2014 года. Более того, в некоторых регионах, по сообщениям Минкомсвязи РФ, подписка еще и выросла. В Якутии, например, в Татарстане, Нижегородской и Ивановской областях.

А как обстоит дело в других регионах? Насколько соответствуют действительности приведенные факты? Чего ждать в ближайшей перспективе? Этим вопросам было посвящено рабочее совещание в Министерстве связи и массовых коммуникаций под руководством заместителя министра А.К. Волина.В разговоре приняли участие руководители издательских домов, общественных организаций, ФГУП “Почта России”.- Резкое падение подписных тиражей в первом полугодии 2015 года удалось остановить, — сказал А.К. Волин. — Но тревожит ситуация с подписной кампанией на второе полугодие.А.К. Волин  ответил на вопросы исполнительного директора АРС-ПРЕСС С.Б. Дубинской, участвовавшей в совещании.С. Дубинская: Алексей Константинович, не кажется ли вам, что некоторые “победные” цифры в пресс-релизе Минкомсвязи, откровенно говоря, “лукавые”?А. Волин: Нет, не кажется. Кажется — это вообще не к нам. Мы за свои слова и свои цифры отвечаем. А ситуация реально исправилась. Падение подписки прекратилось. Даже при сохранении дотаций она падала примерно процентов на пять. А сейчас только на полтора процента. И в 30 регионах рост.С. Дубинская: Согласитесь, это заслуга не какой-либо одной организации — будь то “Почта России” или издательское сообщество. Аврал был у всех. Мы обратились к почтовикам с предложением — сделать 10-процентную скидку во время декабрьской декады подписки. Они согласились, и результат налицо. Но все же: что ждет нашего подписчика во втором полугодии?А. Волин. Ваше предложение дало 2,5 миллиона дополнительных подписных экземпляров. Из общего объема в 20 миллионов. Немало. Но сейчас надо не хвалить самих себя и друг друга (хотя есть за что), а думать о будущем. Ситуация сегодня тревожная. Наши отечественные производители могут поднять цену на бумагу. Будут меняться тарифы на магистральные перевозки. Предполагается повышение цен РЖД и авиаперевозчиками. Однако, даже исходя из реалий сегодняшнего дня, общих финансовых трудностей, надо не уронить подписку. Потребуется, я думаю, не меньше двух недель, чтобы более или менее  понять ситуацию. Но уже известно, что “Почта России” не будет менять шкалу скидок, на это выделено 600 миллионов рублей.С. Дубинская: Для региональных изданий скидка предусмотрена при тираже в 10 тысяч экземпляров. Для некоторых газет даже в больших городах, — это цифра неподъемная. Газета “Советский Сахалин”, к примеру, выходит тиражом в пять тысяч экземпляров, а население всего острова — 500 тысяч. Совсем неплохо — но скидки на газету не распространяются…А. Волин: Инесса Галактионова, заместитель гендиректора “Почты России”, только что сказала, что рассматривается вопрос об изменении и этой величины тиража…Есть еще один относительно небольшой резерв. Общероссийский народный фронт, выполняя распоряжение Президента, добился выделения в 2015 году 300 миллионов рублей на поддержку региональных газет.С. Дубинская: Это, конечно, радует. Вопрос только в том, по какому принципу будут распределяться эти 300 миллионов? Главное, чтобы они попали именно в те редакции, которые, по предложению Президента, надо поддерживать…А. Волин: Для этого надо будет работать в самом тесном контакте с ОНФ. И издателям, и Роспечати.С. Дубинская: Схема ясна, мы доведем ее до сведения редакций, чтобы они могли вовремя подавать заявки на гранты. Тем не менее это все же дело не ближайших дней. Главное — умело и грамотно провести подписку на второе полугодие 2015 года, чтобы не повторилась прошлогодняя история.А. Волин: Да, и поэтому надо детально проработать действия на ближайшие две недели. Попытаться четко организовать досрочную подписку. Сохранить льготы на время весенней декады подписки. Продумать возможность on-line подписки через “Почту России”. Предлагаю провести следующее рабочее совещание в начале  февраля и пригласить для участия в нем два самых крупных подписных агентства.С. Дубинская: А мы, со своей стороны, постараемся активизировать работу экспертного совета по региональным печатным СМИ. За эти четыре месяца на местах сделано очень многое. И главное, на наш взгляд: постепенно разрушаются барьеры между издателями и почтовиками, которые существовали многие годы.