Новенькому четырехэтажному зданию ВятГГУ на ул. Ленина, наверное, в других наших вузах слегка позавидовали. А потом и удивились “золотой” надписи по всему фасаду: “Инновационно-образовательный центр ВятГГУ”. Ну а где инновации, там и космические услуги. Точнее, информационно-образовательный центр космических услуг этого университета.

Окончание. Начало материала

— Но это лишь часть центра, — уточняет  для гостей Тамара Яковлевна Ашихмина, профессор, доктор технических наук, заведующая кафедрой химии. — Создавать его мы начали в учебном корпусе, где находится наша обсерватория. А в этом корпусе — еще одна часть вузовского ЦКУ, аудитория дважды Героя Советского Союза Виктора Петровича Савиных…- И можно еще один космический музей создавать. Но лучше в основном виртуальный, с научным уклоном — должны же все знать, какой вклад в науку внесли и вносят наши космические земляки. Как считаете?- Да, пока об этом  вкладе известно  не слишком большому кругу людей.Почетный гражданин города Кирова Т.Я. Ашихмина  оказалась тем человеком, благодаря которому и  появился ЦКУ Вятского гуманитарного университета. Причем его создали буквально за месяц. А сегодня он признан даже “вечным соперником”  —  Вятским госуниверситетом, также претендовавшим на такой центр. Об этом говорили на прошедшем в Кирове семинаре “Состояние и перспективы развития инфраструктуры использования результатов космической деятельности”. Но что нам на Вятке соперничать, когда необходимо сотрудничать. Тем более если  надо решать  серьезные вопросы.На стенах кабинетов  Центра космических услуг, к какому бы рангу он ни относился, —  обязательная атрибутика в виде  завораживающих цветных снимков вселенского масштаба. А еще — информация. В ЦКУ ВятГГУ — информация по “профилю”. Здесь давно занимаются самыми вредными объектами, оказавшимися на территории региона.- Вот древесные отходы в Лузском, Подосиновском, Орловском районах. Это Оричевский район — объект по уничтожению химического оружия. Здесь — Кильмезский район,  ядомогильник — несанкционированное захоронение пестицидов. В Омутнинском районе проблема с водоемами, там затонуло много древесины. Кирово-Чепецкий район  — проблемная зона, где шло многолетнее закачивание радиоактивных сточных вод. Наблюдение ведется по всем объектам, которые вы видите на снимках из космоса, — комментирует директор ЦКУ Валентина Александровна Титова.- А как часто приходится “заходить” на космическую орбиту, чтобы получить для сравнения новые снимки?- Для нас это невозможно. Чаще берем снимки высокого разрешения из поисковой системы Гугл (Googlе). В прошлом году мы съездили на места, все актуализировали. А если бы не было снимков из космоса, как бы мы знали,   что искать?В России снимки из космоса заказывают и покупают. Они стоят от 10 до 200 тысяч рублей. Вузу нужно не что попало, а наши Кильмезь, Кирово-Чепецк и далее по приведенному списку мониторинга экологически опасных объектов.  Или, например, для численного моделирования паводков.- Мы подготовили документы на грант, но поддержки не получили. А была бы своя спутниковая антенна, такой проект было бы проще осуществить, — продолжает  Т.Я. Ашихмина. Она знает, что в некоторых вузах дорогое “космическое” оборудование  может лежать долгое время  не распакованным, а “периферийные” вузы его ждут  не дождутся. И значит,  космическое обеспечение науки  и учебного процесса в вятских университетах — дело пока не слишком доступное.Впрочем, на то же самое сетовали и участники семинара из других регионов.- Создавая центры космических услуг в школах, мы оборудовали три класса хорошей техникой, — рассказывал Олег Николаевич Шухардин, специалист-эксперт министерства информационных технологий и связи Ростовской области. — А в этом году деньги закончились, их нет на покупку космоснимков. Люди сели и думают: как проводить анализ в дальнейшем? Купить качественный товар дешевле у французов, американцев, чем у нас.А вот  Алтайский госуниверситет таких проблем не знает. Уже после семинара в Кирове, где он наряду с другими был отмечен дипломом Роскосмоса и НПК “РЕКОД” за внедрение космических и геоинформационных технологий, в Интернете появилось такое сообщение:“Нашими работами в рамках совместной лаборатории с ИВТ Сибирского отделения РАН, а также опытом использования данных и технологий в учебном процессе заинтересовались представители Роскосмоса и корпорации “РЕКОД”. Роскосмос заинтересован в наших данных в силу того, что вуз является одним из восточных центров приема космической информации, который проводит оперативное восстановление большого числа геофизических параметров Земли. В то же время нам необходимы данные высокого разрешения, которые получают спутники Роскосмоса. В частности, в рамках договора АлтГУ с Роскосмосом от одного такого спутника — “Метеор М-1” — мы уже получаем информацию. Данные помогли нам в этом году при проведении мониторинга паводковой обстановки на юге Западной Сибири”.Словом, “зайти” на космическую орбиту вузу можно, но пока  при взаимном интересе.

Не ленись, осваивай компьютер

У каждого региона складываются свои взаимоотношения с космосом. В основном через Роскосмос. Наша область при его поддержке должна стать центром компетенции — “Космическим регионом”. Создается необходимая структура, в которой свое место есть и для ЦКУ школ. В Кирове их два — в школах  № 10 и  № 27. Недавно мы опубликовали (“ВК”, 8.07.2014) информацию о том, что, участвуя в программе “Безопасный город”, учащиеся создали электронные карты “Безопасность детства”, нанеся наиболее удобные маршруты передвижения от дома до школ. Это, как отметили в департаменте информационных технологий и связи, пример для подражания. И наградили школы: 10-ю — планшетниками, 27-ю — ноутбуками.Столько радости на лицах не только одаряемых, но и дарителей давненько не видела. И лишь  один молодой человек сохранял спокойствие, как космонавт. Даже не улыбнулся. Впрочем, таким Никиту Гагарина запомнила еще в 2011-м. Он был отмечен дипломом проходивших у нас  XII Молодежных Циолковских чтений, а нынче руководитель НПК “РЕКОД” В.Г. Безбородов назвал  его “живой рекламой” продвижения  программного обеспечения, созданного компанией. 15-летний ученик глазовской школы № 3 (Республика Удмуртия) освоил базовую геоинформационную платформу. Не удивлюсь, если встретимся на XIV Циолковских чтениях  и услышу его доклад о преимуществах  компьютерных программ РЕКОДа в космическом  мониторинге различных систем.Назвать их, чтобы было понятнее? Пожалуйста. Из космоса отслеживают   работу ТЭЦ, ГЭС, атомных станций — весь энергетический комплекс; добычу нефти, газа, все станции перекачки, трубопроводы,  танкеры, бензовозы, хранилища; важный аспект —  соблюдение экологических требований. Проводят мониторинг автодорог  — диагностику их состояния, учет дорожных событий и происшествий, контроль дорожных работ, автозаправок. Есть программа мониторинга землепользования в дорожном хозяйстве. То же самое по водному, сельскому, лесному хозяйствам. Интересно,  что космические технологии  добрались и до туристско-рекреационного комплекса. И уже давно работают туристические геопорталы. У нас  по области тоже такой информационный ресурс  для туристов есть. Словом, не ленись — осваивай компьютер.Когда в нашем регионе волонтеры информационного общества —  а это студенты и старшеклассники  — взялись  за повышение компьютерной грамотности старшего и среднего поколений кировчан,  никто  поначалу не  говорил  о космических услугах. А научилась  бабушка  кнопки на “клаве” (клавиатуре) нажимать осмысленно, можно ей подсказать, как со снимками из космоса обращаться, где нужную, полезную или просто интересную информацию о том, что это за услуги, получить.

Мы — часть космоса

В кировской средней школе № 10 занятия с людьми серебряного возраста проводили в Центре космических услуг, над дверью которого — слова К.Э. Циолковского, чьё имя   носит 52 года из своих 75 лет школа: “Ракеты — не самоцель, цель — лучшая жизнь для простых людей”. А на проспекте школьного ЦКУ  — цитата из оды 1750 года М.В. Ломоносова: “Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно”. А что может быть величественнее и прекраснее Вселенной? Было бы только  желание исследовать. И педагоги прекрасно знают, что интерес нужно пробуждать. К космосу тоже. Это нынешние бабушки с дедушками слышали  “голос” первого спутника и знали имена первых космонавтов наизусть, а теперешние мамочки  даже о Циолковском говорят, как о “каком-то ученом, не знаю каком”. Так что их детей надо снова  вести по дороге космических знаний.  Понятно, что в школе почти привыкли встречать космонавтов и уже “руки моют”, поздоровавшись, например, с Виктором Петровичем Савиных (он часто здесь бывает — недавно подарил школьному музею космонавтики свой спортивный  костюм, в котором катался на горных лыжах).  Но все же берегут память о нем и о  встрече с героем Венгрии и России Берталаном Фаркашем, который “никогда не хотел стать летчиком”, а стал космонавтом. Или показывают альбом, где есть записи иероглифами. Их сделала Таики Мукаи — доктор медицины, кардиохируг, японская участница двух космических полетов. А слова Александра Александровича Сереброва, ныне, увы, покойного, 51-го российского космонавта, сказанные в “десятой”, воспринимаются как наказ: “Космос нельзя покорить, с ним надо взаимодействовать, потому что мы — часть его…”. И в этой школе есть астрономия. Ею приглашают заниматься в кружках не только учеников, но и всех жителей микрорайона школы. Занятия могут устроить прямо во дворе, пригласив посмотреть в телескоп.Те, кто сумел увидеть в телескоп, как по диску Солнца проходила 6 июня 2012 года Венера, могут всю жизнь вспоминать об увиденном. Ибо, как написала в своем блоге директор школы № 10, учитель физики и астрономии Ангелина Николаевна Ильина, в следующий раз такое космическое событие произойдет в 2117 году… Вселенная. И не одна. Как понять? Трудно. Но возможно, если этим жить. И  в “десятой” живут. Как? А вот так:“Всемирная космическая неделя —  международный праздник, посвященный вкладу космической науки и техники в жизнь человечества. Этот праздник был официально декларирован Организацией Объединенных Наций как ежегодное мероприятие в период с 4 по 10 октября. Первый день Недели космоса назывался “Через тернии к звёздам”. Активом школьного музея была организована викторина на космическую тему. Всего участвовало 75 человек.Второй день — “Великий пионер Вселенной” — совпал с Днём учителя. Константин Эдуардович Циолковский в своё время тоже был педагогом, поэтому  день был посвящён ему.В третий день  — “Звёздный сын Земли” — ученикам 5-х классов был показан фильм о Юрии Алексеевиче Гагарине. А в школьной библиотеке проходила выставка книг о космосе.Четвертый день —  “Загадочный мир планет” — для учащихся 1- 4 классов начался с загадок о космосе. Это мероприятие очень популярно среди учеников 1-х классов. Самых активных поощряли сладкими призами — конфетами “Взлётные”.В пятый день недели нашу школу посетили «инопланетяне». Встречая учителей и учеников, “пришельцы” загадывали загадки, ответы на которые стали паролем для входа в здание. Гости посетили урок физики в 11«Б» классе под руководством Владимира Рафаиловича Кантора. На карте звёздного неба каждый из одиннадцатиклассников нашёл созвездие своего знака зодиака, а «инопланетяне» показали планету, с которой прилетели. Последний день недели назывался “Манящий космос”. Члены актива школьного музея подвели итоги Недели космоса, составили фотоотчет и за чашкой чая обсудили планы на будущее”.Прочтя даже это, вы согласитесь, что именно во дворе школы № 10 надо поставить в нашем городе бюст К.Э. Циолковского, своим умом постигшего  природу пространства за пределами земной оболочки.  А деньги  на него собирать миром, чтобы все знали: мечтать  о космических путешествиях он начал  в Вятке,  когда читал здесь книги Жюль Верна, и астролябию он соорудил на Вятской земле. А теперь его юные земляки рассказывают о  жизни Константина Эдуардовича Циолковского всем, кто приходит в школьный космический музей, показывают прижизненные издания трудов, подаренные его правнуками. И тоже мечтают, но  каждый о своем.  “Ты уже решила, кем станешь?” — спросила  экскурсовода Машу Грудцыну. “Хочу стать врачом”, — ответила она. “Может, космическим врачом?”

О «золотых пуговицах»

Космическая отрасль многогранна, вбирает в себя все специальности. И дает такой вал информации, что его только постигать и постигать. Однажды при содействии тогда ректора, а ныне президента Московского государственного университета геодезии и картографии Виктора Петровича Савиных мне довелось побывать в научном центре проблем  аэрокосмического мониторинга “Аэрокосмос”. В 2000 году это  был научно-исследовательский учебный центр аэрокосмических технологий мониторинга природных ресурсов и окружающей среды. А сегодня —  НИИ аэрокосмического мониторинга “Аэрокосмос”. И руководит им все тот же академик РАН Валерий Григорьевич Бондур.  Одними из первых тем, над которыми работали молодые ученые (а их средний возраст и в настоящее время  всего 36 с половиной лет), были природные пожары. Тогда, в 2008 году, попросила показать из космоса Кировскую область. Показали (естественно через спутник)  и сказали: “У вас один пожар. Пока небольшой”.Пожары по-прежнему отслеживают, но  уже занимаются их последствиями для экологии лесных экосистем. А еще создают методы прогнозирования урожайности по космическим наблюдениям. Исследуют деформационные волны — предвестники землетрясений. Ведут мониторинг объектов нефтегазового комплекса… Научных работ очень-очень  много. И они имеют практическое значение. Именно это нужно стране и миру в целом от космической отрасли, которая живет и высокими идеями познания Вселенной, и многочисленными заботами настоящего времени. В этой отрасли вслед за “Аэрокосмосом” занимают место в строю теперь уже многочисленные центры космических услуг, созданные и создаваемые по всей России. Вятка, как мы любим говорить, “впереди планеты всей”. А “Аэрокосмос” для нас — ориентир для развития “Космического региона”. Тем более что именно там  наши специалисты и убедились в необходимости создавать ЦКУ.Напоследок сниму интригу о “золотых пуговицах”, которые упомянул наш  земляк, заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолий Евгеньевич Шилов. Вот что он сказал: “Космические спутники — это не “золотые пуговицы” на “мундире” государства. Они должны приносить пользу конкретному гражданину. Именно такую задачу ставит перед нашей отраслью Президент России Владимир Владимирович Путин”.

Надежда СОЗИНОВА, «Вятский край»