«Кудыкины горы»

И почему кубинца Рохелио в «Охальниках» не получится заменить «на какого-нибудь студента из Африки»…

Еще совсем недавно «Охальники» с вятским кубинцем Рохелио были одним из кировских шоу-брендов. Они объехали с концертами почти всю область. А вполне могли бы и на «Евровидение» замахнуться. Без шуток. У «Бурановских бабушек» ведь получилось…О том, возможно ли сегодня возрождение «Охальников», и о вятском юморе вообще «ВК» рассказал основатель и участник легендарного кировского коллектива (сейчас — руководитель нового проекта «Кудыкины горы») Александр Докучаев.

— Возможно ли возрождение «Охальников»?.. — Александр Августович повторяет вопрос вашего корреспондента и после небольшой паузы отвечает: — На самом деле, мне это уже неинтересно. Хотя друзья советуют: «Вон сколько сейчас в Кирове студентов из Африки по улицам ходит! Выбирай любого и снова организуй коллектив, отправляйся с концертами по области». Действительно, один раз мы попытались взять нового солиста, но оказалось, что  далеко не все так просто… Либо человек готов работать, но у него не все в порядке с документами. Либо — полный порядок с документами, но он уже занят на какой-то работе…В «Охальниках» я был старше других солистов годиков на десять. Поэтому на сегодняшний момент  жизнь у нас складывается по-разному: у меня дети уже выросли и стали самостоятельными, а у ребят наоборот — то самое время, когда надо детям помогать на ноги становиться. Концертами некогда заниматься… Да и концерты — не тот способ, чтобы большие деньги зарабатывать.Рохелио, кстати, успешно нашел себя и в других проектах. Но все равно «скоморошья ниточка» в его выступлениях осталась. Он также находит в зале и папу, и маму, и вообще братается со всем залом.Наверное, правильно говорят, что легче нового ребенка родить, чем старого перевоспитать. Поэтому, если создавать «Охальников-2», то, мне кажется, лучше собрать полностью новый состав. Может быть, к какому-то своему юбилею и организуем, а сами будем с длинными бородами в зале сидеть.- Сейчас вы выступаете с новым фольклорным коллективом «Кудыкины горы». Какое возрастное ограничение указываете на афишах?- На афишах ставим обозначение «6+», но молодежь почему-то не ходит. Почему не «0+»? У нас есть сценка «В гареме» — про мужика, который в этой жизни запутался: у него долги какие-то, ипотека… Из-за этой сценки (главный герой в итоге прячется от проблем в гареме) и подняли возрастную планку.К тому же совсем маленькие зрители в зале — это довольно сложно для других зрителей и для артистов. Малыши смеются в самые неожиданные моменты, даже когда взрослые зрители не смеются. И смеяться, по идее, не должны. А что касается возраста публики, то на концертах, действительно, сейчас вообще нет молодежи. Только  средний и старший возраст. Недавно ездили в Орлов. И там та же картина: молодой публики не было вообще. Наверное, в гаджетах своих сидят. Или, может, новая, современная культура все вытеснила?..

Репетировать можно и в Интернете

— А у вас как складываются отношения с гаджетами, с социальными сетями?- Мы репетируем в «Вконтакте». Я составляю программу следующего концерта и сразу же рассылаю ее всем участникам «Кудыкиных гор» через социальную сеть,  чтобы знали, какие с собой костюмы брать. Или появилась у нас новая фонограмма — я тут же тоже выкладываю ее в «Вконтакт». Ребята днем скачивают — и к вечерней репетиции уже более-менее мелодию знают.Раньше «Охальников» «делали» по телефону. Миша Ерасев на одном конце провода наигрывал музыку, я на другом — пел. Так же, кстати, подготовились и к нашему первому выступлению — концерту перед отдыхающими в Коршике. Держали публику 1 час 45 минут, и зрители все это время хохотали и плясали вместе с нами. Гонораром  за то выступление  для  нас стало пюре с огурцом, которое нам вынесли после концерта. Таким был самый первый   заработок  «Охальников».«Охальники» первое время были дуэтом. Чуть позже образовалось трио, которое стало симбиозом трех энергий: Украины (Миша Ерасев, который служил у нас и остался здесь), Кубы (Рохелио Родригес Андрес Тексидор, который учился в Питере, женился на вятской и приехал к нам) и России (в моем лице)…- Темы для своих шуток вы чаще всего где берете?- Телевизор давно не включал. Темы для шуток нахожу в основном в Интернете.Так, например, появились у меня стихи про вятский квас.На следующий день после пресс-конференции Президента России, на которой его спросили про наш напиток, в Кирове проходил поэтический вечер в Герценке. Я должен был там выступать. Тема — стихи о зиме.Я ехал, попал в пробку. И стихотворение довольно быстро написалось:О зиме писал я стихИ о том, как вечер тих.О пыльце, летящей в нас,Но в мозгу был вятский квас…Прочитал вместе с другими «зимними» стихами в библиотеке. Народу понравилось. С тех пор читаю почти на всех вечерах и встречах.Читал и в Москве — на джем-сейшне в кафе «У Никитских ворот», где проходил вечер артистов Вятки.- В вашем репертуаре появились и номера про коррупционеров…- От сатирического направления мы не отходим, реагируем на то, что происходит в стране. Как-то раз выступали в одном из санаториев, и после концерта мужчина — один из зрителей спросил: «А вас никогда за ваши шутки не били?» Я ему ответил: «Не только били, но и стреляли».У нас ведь довольно смелые номера есть. Например, номер «Чингисхан» — про сегодняшнюю Россию, по которой как-будто  войско иноземцев прошло. Приходится некоторые вещи эзоповым языком объяснять. Как раньше, в советские времена, когда любая программа  утверждалась. Говоришь не прямым текстом, а так, чтобы публика в зале сама делала выводы…- Неужели все так строго? Зайдешь в тот же Интернет, так там — полная свобода…- Да, в Интернете и в прессе можно многое. Но приходишь на выступление, и тебя хозяева площадки или заказчики выступления переспрашивают: «А что у вас там будет? Покажите сценарий»… На всякий случай. Действительно, как в советские времена, когда нам не давали юморить по поводу котлет и объясняли, что «люди могут подумать, что в стране с мясом всё плохо».Принцип «Как бы чего не вышло». Удивительно! История, и правда, ходит кругами — по спирали, повторяется вновь… Раньше нас проверяли партработники, теперь — заказчики. Помню, как-то выступали перед селянами, и нас попросили «заверить» номер «Буренки», чтобы там «все нормально было» и никто не обиделся.Кстати, из-за сатиры нас стали меньше   приглашать в санатории. Потому что люди туда приезжают отдохнуть от забот, а мы о проблемах шутим. Специально из-за этого сделали нейтральную программу фольклорных песен «Выше голову держи».

Какая свадьба без драки?!

— Вы обмолвились, что за шутки вас «не только били, но в вас и стреляли»… Можно подробнее?- Да. Но это — не для печати…- Самое интересное — и не для печати!- Ну ладно… Однажды, уже давно это было, пригласили нас выступать на свадьбу. Свадьба была «веселой» и без нас: подгулявшие гости успели к нашему приезду вырвать шнуры из пульта ди-джея и начать с ним разбираться. На нас тоже обиделись за что-то. Мне кто-то шепчет: «Саша! Бери такси и скорей уезжай отсюда». Смотрю, а люди действительно чуть ли не за пистолеты берутся… Пришлось, и правда, на такси срочно уезжать. Времена интересные были, 1990-е.- А сейчас что происходит с вятским юмором? Куда он «идет»?- В Кировской области совсем недавно было очень сильно скоморошье движение. Театры малых форм (от трех до семи человек), которые ездили по районам и выступали. Кто-то все строил на разговорном жанре, кто-то — на музыке, кто-то — на пародии. Но изначально все основывалось на народных корнях. Замечательные коллективы «Пузыревские девчата», «Родичи», «Потеха», «Вятский диалект», «Кураж», «Усю-сю»… Созвездие коллективов. Вятка могла гордиться.А сейчас словно никого не осталось. Как таковой жанр на Вятке не присутствует. Может, на местах что-то и «теплится». У нас в Оричевском районе есть праздник «Истобенский огурец». Если бы в нем не было юмора и скоморошьих номеров, то ничего бы не получилось. То же самое с «Вятским лаптем» в Кильмези и «Царем-льном» в Арбаже.- Ваша первая группа называлась «Жаворонок», потом были «Охальники». Сейчас «Кудыкины горы». Как выбирали эти названия?- Названия — это очень важно. Как назовешь коллектив, так все и пойдет дальше.   «Жаворонок» — это весна, полет, пробуждение природы, первые ложбинки на полях. Мы, как и та первая весенняя птица, летели к людям, несли радость и веселье. Слово «охальники» искали долго, оно словно упало к нам с неба — уже когда мы с Мишей выступали вдвоем, но еще без названия дуэта на афишах.Моей маме тогда очень не понравилось, как мы назвались. Она считала, что «охальники» — это какие-то нехорошие люди, наглецы и подлецы.Я искал этимологию слова, перерыл все словари… На самом деле не все так плохо: «охальники» — не только наглецы, но еще и люди, которые могут все обсмеять, перевести на шутку. У Даля, кстати, возле этого слова стоит пометка «вят.», то есть  «охальники» — вятского происхождения.Мы старались придать этому слову исключительно солнечный смысл. Никакой пошлости. Потому-то мы так долго держались.«Кудыкины горы» — название, которое тоже пришло не сразу. Сначала хотели назваться «Златые горы»… Но оказалось, что в России уже есть команда с таким названием. Пришлось снова думать. Сейчас не жалеем, что стали «Кудыкиными» — это слово из удивительных, волшебных времен, когда кудесники уходили в лес, жили там, а люди шли на их поиски…

Михаил СМИРНОВ