«Волшебник Изумрудного города»

В сегодняшнем потоке информации эта новость прошла недостаточно замеченной: в Москве на 95-м году жизни умер Леонид Владимирский, художник, автор самых известных иллюстраций к «Золотому ключику» и книжной серии про Изумрудный город. О том, что Леонида Викторовича не стало, на своей страничке в «Фэйсбуке» написало одно из московских книжных издательств.

Зачем дочери художника картонный нос?

БИОГРАФИЯ. Художник прожил очень долгую жизнь, в которой были и детские годы, проведенные на московском Арбате, и война, на которую будущий художник ушел в 1941-м, и учеба на отделении мультипликации ВГИКа. Дипломная работа, которую он там подготовил, оказалась столь успешной, что Леониду сразу же предложили работу главным художником студии «Диафильм». Собственно, для диафильма и был нарисован первый Буратино — смешной мальчик в полосатом колпаке, к которому мы привыкли с детства, совсем непохожий на итальянского Пиноккио.Владимирский в разных интервью вспоминал, что рисовал главного героя «Золотого ключика» со своей дочери. Приделывал ей к лицу картонный нос, и садился за работу. Чуть позже с дочки срисовал он и другую сказочную героиню — Элли из «Волшебника Изумрудного города».

Как подземных королей стало на 5 меньше…

«ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД». Леонид Викторович не любил общаться с прессой, но все-таки успел раскрыть и некоторые другие секреты работы над популярным сказочным книжным «сериалом» Александра Волкова. Например, известно, что в образе страшной колдуньи Арахны он показал свою недружелюбную, скажем так, соседку по дому. А вот пугало Страшила был самым любимым персонажем художника. До Владимирского этого героя рисовали (было несколько других вариантов иллюстраций к волковским книгам) не очень симпатичным — с лысой головой, носом-дыркой и страшным ртом. Художник решил показать его иначе: улыбающимся и с копной соломы (вместо волос) на голове.История с иллюстрациями к книгам про Изумрудный город началась в 1957 году. Художник горел желанием проиллюстрировать «самую лучшую сказку», которую на тот момент можно было найти в советских библиотеках. Самой лучшей и интересной оказалась маленькая зеленая книжица Волкова. Владимирский прочел ее, страшно заинтересовался и вскоре нашел автора, который, как оказалось, жил практически по-соседству. С тех пор они выпустили вместе шесть книг.Владимирский стал полноправным соавтором писателя. Первым узнавал содержание каждой новой части. Советовал что-то. Например, убедил сказочника написать книгу «Семь подземных королей» вместо «Двенадцати подземных королей», потому что… ему очень хотелось нарядить правителей в костюмы семи разных цветов радуги.

«Это не ваш Буратино»

БУРАТИНО. Владимирский не только придумал для него полосатый колпак, но и вообще поработал для одного из самых известных героев наших сказок «стилистом»: коричневую курточку (как было в книге Толстого) заменил на красную, а зеленые штанишки — на черные. С любимым героем художник не расставался многие годы. Даже сам написал книжки-продолжение: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе». Созданный Леонидом Викторовичем образ оказался столь известным, что иногда это приводило к казусам. Однажды на очередном московском конкурсе «Художник — детям» ему завернули все представленные работы — новую серию рисунков про приключения Буратино. Автору сообщили, что «принимают на конкурс лишь оригинальные творения», а он «срисовал давно известный образ».Кроме Изумрудного города и Буратино в творчестве Леонида Владимирского были иллюстрации к похождениям Чиполлино, к «Трем толстякам» и «Путешествию голубой стрелы», к русским и филиппинским сказкам, к паре книг про Петрушку, к «Руслану и Людмиле». Над образами пушкинских героев иллюстратор, по его признаниям, работал всю жизнь.

Александр ВАСИЛЬЕВ, ВК-СМИ.ру