25 апреля 2020, 16:53

Военные эксперты рассказали, как «летающая парта» Як-130 стала «маленьким ужасом» для НАТО

Военные эксперты рассказали, как «летающая парта» Як-130 стала «маленьким ужасом» для НАТО

Источник фото: открытые источники

Ровно 24 года назад, 25 апреля 1996 года, ЯК-130Д под управлением летчика-испытателя Андрея Синицына совершил свой первый тренировочный полет. Спустя долгие годы этот самолет, который задумывался изначально как «летающая парта» стал называться американскими военными экспертами «маленьким ужасом» для НАТО.

В конце 90-ых годов стало понятным, что чешский учебный L-39 «Альбатрос» устарел. В качестве альтернативы этому «учебнику» Су-27 или МиГ-29 не рассматривались, поскольку пилотов надо было долго доучивать. Страна нуждалась в учебно-тренировочном самолете.

К созданию «летающей парты» приступили сразу несколько конструкторских бюро - Сухого, Микояна, Мясищева и Яковлева, рассказывает историю создания Як-130 «Российская газета». Это был 1990 год, финансирования не хватало, посему довелось соглашаться на зарубежное партнерство. Разрабатывали Як-130 совместно с итальянской компанией Aermacchi.

Як-130 в летной программе Московского авиасалона дебютировал в 1997 году - то есть спустя год после первого полета. К тому моменту он уже успел выполнить свыше 150 полетов, большая часть которых пришлась на Италию.

Однако перед финальной стадией разработки между партнерами начались разногласия. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолета. В результате у Aermacchi появился M-346, а у ОКБ имени Яковлева - Як-130.

Дальше этот самолет из учебно-тренировочного превратился в учебно-боевой. В 2009 году он справился с государственными испытаниями и еще через два года вошел в серийное производство.

Это первый полностью построенный в России после распада СССР самолет с концепцией стеклянной кабины и коллиматорным индикатором.

Восемь узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем делают Як способным нести на себе до трех тонн боевой нагрузки, в том числе четыре ракеты класса «воздух-воздух».

Автор:
Поделитесь новостью со своими друзьями!

Новости по теме: Новости Технологий

Добавьте «Вечерний курьер» в источники