22 февраля 2020, 22:52

Астрономы впервые обнаружили звезду с полярными сияниями

Астрономы уловили странное радиоизлучение, исходящее от спокойной звезды - одиночного красного карлика класса M под названием GJ 1151. Ранее он своим поведением особого внимания астрономов с Земли не привлекал.

Низкочастотный интерферометр LOFAR позволил группе астрофизиков из 5 стран мира под руководством Хариша Ведантама из Института радиоастрономии ASTRON зафиксировать уникальное низкочастотное излучение. На Земле такое явление принято называть полярным сиянием. Оказалось, что оно присуще и далекой звезде.

Астрономы выяснили, сияние в радиодиапазоне у полюсов красного карлика объясняется движением электронов вдоль линий магнитного поля. А такое возможно только в случае взаимодействия с планетой, которая располагается очень близко. Согласно подсчетам, делать оборот вокруг своего светила она должна за несколько дней.

Во время прохождения сквозь мощное магнитное поле карлика, планета создает что-то типа электро-двигателя, похожего на динамо-машину.

Возникающие сильные токи электронов при приближении к магнитным полюсам звезды генерируют в мощные радиоволны, что приводит к сиянию в ее атмосфере, отмечает ТВ Брикс.

К слову, подобное взаимодействие можно наблюдать и в Солнечной системе. Например, Юпитера и его спутника Ио. Однако в связке звезда и экзопланета такое явление зафиксировано впервые.

Обычные звезды не являются сильными источниками радиоволн с частотами ниже 150 мегагерц. У красного карлика, о котором идет речь, атмосфера очень спокойная, а вращение можно охарактеризовать как слабое.

Напомним, красные карлики - это маленькие и относительно холодные звезды, но с большой продолжительностью жизни - до десятков триллионов лет. Из-за этого ученые называют их «вечными» звездами во Вселенной.