National Interest: Советские субмарины поставили НАТО в тупик

  • 26 марта 2020, 16:05

Американским аналитикам в течение долгих лет удалось получить данные, подтвердивших разработку уникальной советской субмарины с корпусом из титана, которая благодаря скорости и маневренности могла уходить от многих торпед. О подлодке проекта «Лира», которая получила по классификации НАТО обозначение Alpha, вспомнил эксперт издания The National Interest Калеб Ларсон. Первые сведения о строительстве в СССР инновационной суперподлодк в ЦРУ получили в 1969 году. В отчетах речь шла о серебристом цвете секций корпуса.

В ЦРУ сочли, что элементы корабля просто покрыли серебристой краской ради дезинформации. Американская разведка была уверена, что Советский Союз не располагал технологиями и не мог вложить в производства субмарин из титана огромные средства. Дело в том, что титан в три-пять раз дороже стали. Сварка титановых элементов - дело довольно непростое. При высоких температурах этот металл поглощает кислород, водород и азот, из-за чего возможны дефекты, пишет Российская газета.

Другими словами, для соединения частей корпуса необходимо создать огромные герметичные ангары. А сварщикам приходилось надевать костюмы, похожие на космический скафандр. Таким образом, в ЦРУ и Пентагоне отказывались верить, что у Советского Союза была такая возможность осилить подобный проект.

Вопрос вызывает и энергоустановка. Реактор должен был охлаждаться жидким металлом, что обеспечивает высокую производительность при небольших размерах, но повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Для снижения опасности требовалось создание автоматизированной системы управления.

Все эти доводы заставляли американских аналитиков скептически отнестись к данным о такой разработке. Однако через несколько лет они были вынуждены признать появление нового класса субмарин, которые можно назвать самыми быстрыми из когда-либо построенных. Советская подлодка развивала скорость в 41 узел (76 километров в час) под водой. Для сравнения, максимальная скорость эсминцев класса Арли Берк составляет 30 узлов (55 километров в час).

Кроме того, титановые подлодки способны погружаться гораздо глубже и выдерживать взрывы глубинных бомб. Эксплуатация лодок проекта «Лира» была дорогостоящей. Так, жидкометаллический теплоноситель энергоустановки должен был оставаться нагретым, однако не все советские порты располагали необходимой инфраструктурой. Из-за этого реакторы оставляли включенными, что осложняло регламентные работы.

В итоге высокая стоимость обслуживания сыграла главную роль - в 90-е годы прошлого века все субмарины этого класса были списаны и утилизированы. Но конструктивные решения, использованные при разработке проекта, были применены на других субмаринах.

  • Военные новости