В наши дни все — фотографы. Только за один день 2015 года в мире делается больше фото, чем за первые сто лет существования этого вида искусства. Даже немного обидно: то, что раньше было магией и чудом, превратилось в обыденное и доступное каждому явление…

Вятка славилась своими фотографическими традициями всегда. Со времен Сергея Лобовикова и до финала «пленочной эры». Под занавес девяностых, когда наступление цифровой фотографии казалось чем-то из области фантастики,  в столицу отправился целый десант вятских фотографических звезд. Дмитрий Новокрещенов снимал для российской версии американского «Плейбоя», Сергей Михеев и Павел Смертин нашли работу в «Коммерсанте», сразу с несколькими ведущими изданиями сотрудничал   Алексей Мякишев, а уроженец Кирово-Чепецка  Владимир Широков  раскрылся в амплуа звездного фотографа.«ВК» вспомнил некоторые интересные фотографии, сделанные вятскими. И в Вятке…

Орбакайте с собачкой.Владимир ШИРОКОВ

Карточка была сделана в 1987-м. Будущий «звездный фотограф»  на несколько дней приехал из родного Кирово-Чепецка в гости к знакомым в столицу. Тогда Владимир Широков еще даже не планировал профессионально заниматься фотографией. Камеру захватил на всякий случай…В один из вечеров компания друзей отправилась в столичный парк культуры им. Горького, где должна была выступать Алла Пугачева. В тот момент, когда Широков и Ко заходили в парк, рядом с ними остановилась машина, из которой вышла дочь Примадонны — юная Кристина Орбакайте.В то время все обстояло гораздо проще, чем сейчас. Орбакайте (на тот момент — звезда фильма «Чучело» и исполнительница пары собственных песен, которые крутили в «Утренней почте») была без сопровождения охраны и продюсеров.- И вот она — вся такая прекрасная, в белой джинсовой курточке, со своей любимой собачкой Кузей выходит из машины, — вспоминает Владимир. — Я говорю: «Ой, Кристина, а можно тебя сфотографировать?» Она легко соглашается и даже несколько секунд позирует. Тогда, в 1987-м, такого понятия, как «шоу-бизнес», еще не существовало. Все было легко и просто: дочку Пугачевой можно было случайно встретить и сфотографировать. Что я и  сделал.История со снимком имела интересное продолжение. Через двадцать лет после случайной встречи Владимир Широков, уже успевший покорить столицу и стать ведущим мастером по съемке VIP-персон, получил заказ на фотосессию Кристины. Орбакайте приехала к нему в студию, где ее ждал тот самый портрет — распечатанная большая фотография в рамке. Сюрприз получился: певица, конечно, не помнила про ту встречу.- У нее был шок! — говорит фотограф. — И у меня — тоже шок… от радости, что ей понравилось.Кстати, как признавался Владимир Широков «Вятскому краю», он сделал сразу два таких портрета. Один подарил, а второй повесил на стену в своей мастерской. Все-таки тот снимок получился для него в некотором смысле пророческим. Если, конечно, так можно говорить про снимки. Хотя, почему нельзя?..

Пионеры и «угнанный» «Запорожец». Алексей МЯКИШЕВ

В том же 1987 году интересное фото сделал и другой будущий известный российский фотограф Алексей Мякишев. В кадр попала компания учеников школы номер 29 (сейчас — Вятская гуманитарная гимназия), сдавших в металлолом весьма неординарную штуковину — старую машину. «Запорожец» (без стекол, номеров и дверей) высмотрели в одном из дворов недалеко от нынешних магазина «Пятерочка» и ТЦ «Фабрика» на улице Карла Маркса. Соревнование между классами по количеству собранного металлолома обычно устраивалось по весне. Ребята, которых ради такого дела даже отпускали с уроков, ждали этого события с нетерпением. Дня них охота за цветметом была скорее увлекательной игрой, чем желанием поддержать благосостояние родной страны. Подсчет собранных килограммов старого  железа велся каждый день. 7-А, 8-Б и 9-А (как и все остальные классы) занимали свои законные строчки в своеобразном хит-параде лидеров.Притащить в школьный двор трофей вроде старого «Запора» было равносильно большому кушу в игре, за которым — без вариантов — следует победа.Интересно, что, когда машину  — на детских руках — уже практически доставили до «пункта назначения», группу пионеров догнал… законный владелец авто-развалюхи. Мужчина страшно ругался и требовал вернуть его собственность на место прежней стоянки. Все завершилось своеобразным психологическим поединком: школьники опустили машину на землю — нести назад отказались, но далеко все-таки не ушли (чтобы автомобиль не перехватили и не сдали в металлолом «конкуренты»). Хозяин обреченно походил вокруг своей «ласточки», да так и отправился домой. Ни с чем.В школьном дворе пионеры-«металлисты» («Запорожец» они все-таки благополучно донесли до кучи старых ведер, листов железа с крыш и сеток от старых кроватей) неожиданно для себя попали в объектив Мякишева. Алексей, тоже в ту пору школьник, снимал не «для себя», а… для американского национального географического общества, которое издавало свой журнал «Мир». На волне перестройки издание придумало новую рубрику «Один день из жизни СССР», в которой недавнего противника по «холодной войне» показывали глазами простых жителей Союза.Алексея Мякишева для участия в акции выбрали как победителя нескольких фотоконкурсов. Для съемок школьнику предоставили аппарат «Canon», дефицитную цветную пленку на 24 кадра, а также белую «Волгу», на которой он добирался до мест съемок. Фотоаппарат потом остался Алексею, заплатили американцы и гонорар — 178 долларов.- Представляете, в 1988-м году, когда в стране существовала уголовная статья за хранение валюты, простому советскому мальчику в провинцию приходит американская «бумажка», — вспоминает Алексей Мякишев. — Чтобы распорядиться долларами, пришлось ехать в Москву. На мое имя был открыт валютный счет во Внешэкономбанке, при этом — по существовавшей тогда системе — 55 долларов были автоматически перечислены Всесоюзному агентству по охране авторских прав…

P.S. «Вятские» Лобовикова

Благодаря фотографиям Сергея Лобовикова мы знаем, как выглядела 100 лет  назад Спасская улица, каким был вид на губернский город с другого берега Вятки и что собой  представлял речной порт. Запечатлел мастер и вятских мужиков конца XIX — начала XX века.Разная техника, позволяющая приукрасить действительность (что-то вроде современного «фотошопа»), была и тогда. Но Лобовиков сознательно снимал вятскую глубинку такой, какой она была на самом деле. Персонажами фото становились бедняки, старцы и старухи, вдовы, голодные дети. Во времена Столыпина у государственной пропаганды появился спрос на портреты сельских интеллигентов, людей, которые, выражаясь языком XXI века, продвигают глубинку. И здесь реалистичные работы Сергея Александровича вдруг оказались кстати. Одно из его самых известных произведений — «Учительницы». Фото сельских преподавательниц, преданных своему делу беззаветно и спешащих на занятия, преодолевая  метель.

Как росла цена открыток из Вятки

Старинные открытки конца XIX — начала XX века  когда-то продавались за несколько копеек, а сейчас на Интернет-сайтах, торгующих раритетами, их предлагают по 1200 рублей за штуку (столько стоят карточки Вятки, отпечатанные в 1914 году и «сохранившиеся в отличном качестве»).

В кадре — «Трудовые резервы»

Уникальные фотографии взрыва на кировском стадионе «Трудовые резервы» (который случился 25 мая 1968 года) остались благодаря вятскому фотографу Владиславу Усольцеву. Владислав Николаевич оказался недалеко от места взрыва. Снимки были сделаны с риском для жизни.

Александр ВАСИЛЬЕВ