Россия и республики постсоветского пространства тесно взаимосвязаны. Любые волнения в одной из стран приводят к нестабильности национальных валют, снижению инвестиционной активности и заморозке бизнес-проектов. Антироссийские санкции уже ударили по соседям — падение рубля отразилось на доходах мигрантов, казахстанская нефть теряет покупателей, а в Таджикистане обеспокоены активизацией исламистов.
«Если развалится Россия — следующими будем мы», — заявил Александр Лукашенко.
После начала спецоперации на Украине, курс белорусского рубля начал стремительно падать.
В ЕС убеждены, что Минск заодно с Москвой, поэтому подготовили очередные санкции для Белоруссии. В европейский черный список попали 22 представителя военного аппарата страны, а также почти 20 белорусских чиновников. Помимо этого, ввели ограничения на поставку товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы в оборонной промышленности.
В черном списке оказались десятки крупнейших белорусских компаний, включая «Гродно Азот«, «Белшина", "Нафтан", "Белорусьнефть» и »Белавиа».
Экономист Ярослав Романчук прогнозирует сокращение ВВП Белоруссии с 68,5 миллиарда долларов до 47 за первые полгода.
Россия также основной торговый партнер Казахстана. Страна экспортирует минеральную, пищевую и химическую продукции, металлы для машиностроительной отрасли, сельскохозяйственные товары.
Основную долю нефти из Казахстана перегоняют по трубопроводу Каспийского консорциума. Если Евросоюз введет санкции против нефтегазовой отрасли России, это отразиться и на Казахстане.
При этом, экономический кризис дает возможности для импортозамещения. Российский рынок теперь открыт для армянского вина, консервов и сыров. Белоруссия подключится к производству высокотехнологичной продукции. Киргизия получит дополнительную мотивацию для развития легкой промышленности.
Некоторое время будет тяжело многим постсоветским республикам. К тому же, если переориентировать поставки и углубить торговые связи, есть возможность смягчить удар санкций по экономике этих стран.