1 ноября 2018, 09:37. Республика Карелия.
Службу в пожарной охране я начал с 1998 года вольнонаёмным пожарным ОП-2 ПЧ-4 ОГПС-3. В 1999 году стал победителем первых международных соревнований газодымозащитников, был аттестован и переведен пожарным в ПЧ-4 ОГПС-3, в 2000 году меня назначили командиром отделения, а в 2002 году – начальником караула этой же части. В 2003 году я закончил Ивановский филиал Академии ГПС по специальности техник пожарной безопасности. В 2005 году был переведён на должность начальника караула в ПЧ-14 по охране музея – заповедника «Кижи» в звании старшего лейтенанта. В то время пожарной частью руководил Герасимовский Андрей Андреевич, а городской офис (как все его называли) находился в здании нынешнего Пенсионного фонда на улице Лыжной.
Первое моё знакомство с пожарной частью состоялось в конце августа того же года. Перед сменой всегда проводилось собрание заступающего караула, на котором доводилась информация различного характера, план-задание хозяйственных мероприятий и выдавались командировочные. Командировочные сразу сдавались в общий котел на приобретение продуктов.
До острова мы добирались так же, как и сейчас - на «Комете», но по удостоверениям, без приобретения билетов.
До этого времени я ни разу в «Кижах» не был, хотя родился и вырос в Петрозаводске. И первая встреча с островом оставила незабываемые впечатления от природы, памятников деревянного зодчества и большого количества людей – сотрудников музея и местных жителей, с которыми постепенно познакомился и подружился.
Когда мы подходили на «Комете» к острову, я не сразу понял, где же находится пожарная часть. Поскольку здание части было расположено практически внутри холма, его невозможно увидеть, в какой бы части острова ты не находился. Выдавала его только антенная вышка, расположенная рядом с частью, её видно отовсюду. Здание части было одноэтажным, облицовано природным камнем. Территория части была небольшая, но заботливо ухоженная, на ней были расположены садовый домик руководства на две комнаты, беседка, сохранившаяся и по сей день, баня на берегу и пирс, возле которого были пришвартованы катера и судно на воздушной подушке «Пума». Удивило то, что на катерах стояли дорогие японские моторы, рядом лежали рыболовные снасти, и все это находилось не под замком. На мой вопрос: «А если украдут?»,- мне ответили - «Такого не может быть. Здесь чужих нет, здесь на острове все свои». В этом я впоследствии неоднократно убеждался, прослужив в части почти 9 лет.
Внутри обстановка так же приятно удивила. По тем временам был сделан дорогой косметический ремонт, проведена водяная система отопления, из крана текла вода, что на острове было большой редкостью. В центре комнаты отдыха красовался действующий камин, сложенный руками пожарных, большой аквариум с красивыми рыбами так же притягивал взгляд…
Начали принимать дежурство. Разгрузив продукты, каждый без напоминания занялся своим делом. Всё как в городе, заполнение документации, приёмка техники, порядок в помещениях и т.д. В новинку для меня было то, что боевая одежда пожарного тоже передавалась по смене - в гараже висело 8 комплектов, и каждый подходил и подбирал её себе по размеру. В городских частях у каждого пожарного была своя боёвка. Осматривая цистерны, а тогда на вооружении находились 2 АЦ-40 (ЗИЛ 131), я обнаружил отсутствие пожарных колонок. На вопрос: «А где?»,- ответили,- «А зачем? На острове нет пожарных гидрантов». Дыхательные аппараты были такие же, как и в городе - АИР 317, но заправка баллонов осуществлялась немецким компрессором Junior, таких в городе я не видел.
Дежурство принято. По сложившейся традиции оба караула собрались в беседке, перекурили, пожелали друг другу удачи. Сменившиеся отправились на «Комету», а мы пошли организовывать свой быт на ближайшие две недели.
Эту первую смену я ездил не в качестве начальника караула, а в качестве стажёра. И моей задачей было изучение района выезда подразделения, дислокации постов и дозоров, наружного противопожарного водоснабжения, системы противопожарной защиты Кижского погоста, тактико-технических характеристик имеющейся на вооружении техники.
А помогали мне в этом командир пожарного корабля «Вьюн-10» Трошков Иван Тимофеевич, который приехал вместе с нами старшим смены и помощник начальника караула Харевич Александр Иванович.
Александр Иванович сразу же подготовил график дежурства личного состава на всю смену, и каждый из нас понимал, что в какой день он будет делать - 2 поста, 4 дозора, кухня, баня, дежурство на телефоне ночью и т.д.
К концу смены, помимо основного своего плана, я научился правильно и быстро чистить рыбу, солить и коптить её, перебирать рыболовные сети, варить суп на весь караул, ездить на советском микроавтобусе «Буханка», получил первые навыки управления катером. В общем, впечатлений хватило.
По прибытии в город, на следующий день проводилось собрание с личным составом караула, на нем подводились итоги командировки. После собрания я рассказал руководству части всё, что выучил и узнал нового. По итогу собеседования я был назначен начальником 2 караула и свою следующую смену поехал на остров в этом новом качестве.
В 2005 году прошло сокращение штата части почти в 2 раза, и всех 45- летних отправили на пенсию. На смену ездили по 6-7 человек: НК, 2 водителя, 1 пожарный, 1 радиотелефонист и 1-2 кораблиста. В этот же год часть перешла в подчинение Центра управления силами, и наш «офис» переехал в пустующее здание отдельного поста ПЧ-4 в районе Хладокомбината по Пряженскому шоссе.
Большую помощь в увеличении численности штата части оказала директор музея Аверьянова Эльвира Валентиновна. Дополнительные 25 единиц позволили увеличить численность караулов. В основном приходили пожарные, водители из городских пожарных частей с большим опытом практической работы, что позволило повысить уровень боеготовности подразделения в разы.
В июне 2008 года меня назначили на должность заместителя начальника части, а в 2009 году часть перешла в подчинение ФКУ «1 отряда ФПС по Республике Карелия» под руководством Александра Николаевича Зенова. В этом же году на вооружение в часть поступило судно на воздушной подушке Марс-2000.
Герасимовский Андрей Андреевич вышел на пенсию, но продолжил работать в музее, курировал вопросы пожарной безопасности, а в феврале 2009 года меня назначили на должность начальника 14 пожарной части по охране музея-заповедника «Кижи».
Современная пожарная техника, которая поступала на вооружение из МЧС России, физически не могла поместиться в старом здании пожарной части, а охране объектов всемирного наследия уделялось особое внимание. Поэтому на реконструкцию здания пожарного депо, которое было построено еще в 1982 году, выделили средства из Федерального бюджета. И работа закипела.
Начали с проекта. Вместе с Александром Николаевичем Зеновым мы проработали предложения в проектную организацию. И с момента появления проекта здания пожарной части на бумаге, мы вносили довольно много изменений, пока не увидели окончательный вариант, в котором появились: система канализации септик; душевые; современные санузлы; учебный класс; большая современная кухня; спортивный зал; отдельный бокс для хранения снегоходов; пункт связи части и много других полезных мелочей. После согласования проекта начали готовить документацию для проведения аукциона. Процесс этот не быстрый. Параллельно я начал заниматься вопросами, связанными с организацией службы в период проведения строительных работ.
Первое, что предстояло решить - где разместить личный состав и технику, а так как период реконструкции выпадал на зимнее время, технику нужно было размещать в теплых помещениях.
Совместно с администрацией музея, которая понимала важность данного мероприятия, решение было найдено. Пожарные цистерны определили в новый гараж музея в деревне Васильево, там же нашли место для круглосуточного дежурства водителей, связь поддерживали по стационарному телефону. После долгих поисков помещения для личного состава, остановились на доме Мошникова в деревне Ямка. Одна комната в доме на первом этаже предназначалась для размещения личного состава, кухни, пункта связи, вторая комната на втором этаже - для начальника караула с его документацией и спальные места для руководства части.
Дождавшись приезда строителей, вместе с любимцем пожарных котом Кузей я, как капитан тонущего корабля последним покинул опустевшее здание части. Реконструкция здания длилась чуть меньше года. Ежедневно осуществлялся контроль за ходом её выполнения с предоставлением фото отчёта. У личного состава части, как говорят, «сердце обливалось кровью», когда они видели, как рушится на их глазах то, что они с такой любовью создавали долгое время. Но подготовка дежурных смен продолжалась по плану, согласно утвержденному расписанию занятий.
В ходе проведения строительных работ вносились небольшие изменения и корректировки.
Я же начал готовиться к открытию здания новой части, дата которого выпала на этап проведения регаты МЧС России на острове Кижи «От Балтийского до Белого моря» 10 июня 2010 года. Пришлось решать вопросы по получению новой техники и доставке её на остров; обустройство внутренних помещений новой мебелью; оборудованием поста технического обслуживания автомобилей, тренажёрного зала, рукавного оборудования, изготовление всевозможных стеллажей, верстаков и информационных стендов, обустройство прилегающей территории, капитальный ремонт бани, изготовление нового настила с ограждениями на пирсе и т.д.
Последние два месяца меня практически не было дома, я разрывался между островом и городом, постоянно что-то перевозил. Практически все работы по благоустройству здания и территории были выполнены личным составом части, который почти 24 часа в сутки выполнял те или иные задания. Руководство Главного управления МЧС России по Республике Карелия и отряда существенно помогало в решении возникающих проблем и вопросов, особенно финансовых.
Завершением напряженного подготовительного периода стало торжественное открытие нового здания 14 пожарно-спасательной части по охране музея-заповедника Кижи точно в назначенную дату.
Дмитрий Плотников
подполковник внутренней службы
заместитель начальника
ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Карелия»