18 октября 2018, 11:39. Республика Мордовия.
Сегодня в МВД по Республике Мордовия состоялась пресс-конференция, на которой начальник отдела полиции №3 УМВД России по го Саранск подполковник полиции Сергей Калядин и оперуполномоченный по особо важным делам УУР МВД майор полиции Дмитрий Костькин сообщили журналистам о современных видах мошенничества и способах защиты от них.
Как сообщили полицейские, за 9 месяцев 2018 года на территории РМ зарегистрировано 443 мошенничеств общеуголовной направленности, что почти на треть больше, чем за тот же срок в прошедшем году. Стоит отметить, что 190 преступлений из общего числа зарегистрированных мошенничеств совершено с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Одно из таких мошенничеств полицейские совместно со службой безопасности банка предотвратили летом этого года
В отдел полиции №3 (по обслуживанию Ленинского района) УМВД России по го Саранск обратилась 70-летняя местная жительница. Женщина сообщила, что со счета, созданного ею на сайте, пропала крупная денежная сумма.
Как установили полицейские, несколькими днями ранее на телефон пожилой женщины поступил звонок с неизвестного номера. Незнакомый мужчина предложил ей зарегистрироваться на сайте и в дальнейшем получать прибыль на валютном рынке.
Следуя рекомендациям преступника, потерпевшая зарегистрировалась на указанном сайте, создала биткоин-кошелек и перевела на него 521520 рублей со своей банковской карты.
На следующий день, зайдя в личный кабине, пенсионерка обнаружила, что все средства выведены неизвестным на другой биткоин-кошелек, и обратилась с заявлением в полицию. По данному факту возбуждено уголовное дело по фактам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (Мошенничество, которое было совершено в крупном размере). Полицейскими во взаимодействии со службой безопасности банка проведены оперативные мероприятия по приостановлению транзакции и переводов денег с биткоин-кошелька на расчетные счета других лиц. В итоге потерпевшей были возвращены почти все деньги, ее ущерб составил 26 000 рублей.
В настоящее время расследование данного уголовного дела продолжается.
Также на пресс-конференции журналистам сообщили о правилах безопасности при осуществлении каких-либо операций с использованием сети Интернет или мобильного банка.
Часто подобные преступления совершаются в отношении лиц, подавших объявление в сети Интернет. Мошенники звонят под видом покупателей по объявлению и начинают подробно расспрашивать о продаваемом товаре. Под предлогом перечисления предоплаты мошенники просят сообщить данные банковской карты и код на ее обратной стороне.
При получении этих данных мошенники с легкостью переводят деньги со счетов жертвы на свои банковские карты. В случае получения подобного звонка от мошенников необходимо прекратить разговор, даже если собеседник вселяет уверенность в своей правдивости. Для того, чтобы избежать подобных мошенничеств необходимо, по возможности, для работы с банковскими картами, системами «Мобильный банк», «Банк-онлайн», «Интернет-банк» и др. использовать отдельное мобильное устройство, не предназначенное для разговоров и развлечения в сети Интернет.
Также распространены дистанционные мошенничества, совершаемые в сети Интернет, например при продаже товаров по предоплате. Настоятельно рекомендуется не осуществлять «слепые» покупки в социальных сетях. В некоторых случаях мошенники просит произвести оплату за товар посредством перевода денег на их мобильный телефон. Если вас просят перевести деньги на номер телефона – в 95 % случаев это мошенники.
Одним из наиболее распространенных видов мошенничеств является случаи, когда преступники представляются банковскими работниками. Так, мошенники рассылают потенциальным жертвам смс-сообщение с текстом о блокировки карты и указанием номера телефона, по которому стоит позвонить для решения проблемы. Если граждане перезванивают по указанному номеру, их просят сообщить сведения о карте клиента, её номер, код на обратной стороне, Ф.И.О. владельца карты и срок её действия. Помните, банк никогда не запрашивает подобных сведений, тем более пин-код. Если собеседник пытается получить от вас такую информацию, либо просит сообщить коды которые пришли на Ваш телефон от банка, необходимо немедленно прекратитить с ним разговор.
С целью предупреждения подобных преступлений Гражданам, имеющим престарелых родственников, соседей, знакомых необходимо разъяснить им, какие способы мошенничества существуют, как вести себя при получении звонков и сообщений мошеннического характера, а именно не вести диалоги с мошенниками, прекратить разговор и позвонить родственникам. Если в ходе телефонного разговора преступником была получена информация о банковской карте, то необходимо позвонить по телефону указанному на карте и заблокировать ее. В день совершения мошенничества необходимо обратиться в банк с заявлением о возврате денег на карту, так как банк обязан возвратить деньги если операция была оспорена владельцем карты в день операции.
Мошенники весьма изобретательны и каждый раз придумывают новые способы обмана и хищений денег у доверчивых граждан. Практически каждый месяц в органы внутренних дел поступают заявления от граждан, столкнувшихся с новой схемой обмана. Успешно бороться с преступностью можно не только путем сокращения числа лиц, склонных к правонарушениям, но и принимая соответствующие меры к уменьшению числа возможных жертв. Сократить число подобных преступлений возможно в том числе проведением эффективной профилактической работы. Ведь если гражданин предупрежден о том, как могут действовать мошенники, независимо от возраста, рода деятельности и т.д. уже не станет их жертвами.