9 ноября 2018, 13:02. Республика Мордовия.
Тайны черного чемоданчика
Вычислять преступников по отпечаткам пальцев, по ДНК, по следам от обуви, по волокнам одежды и даже по запаху… Опытному криминалисту полковнику полиции Дмитрию Гагарину все это знакомо не понаслышке. За годы работы ему не раз приходилось выезжать на место происшествия с чемоданчиком, в котором есть все необходимое для сбора улик, а также самому проводить экспертизы в лаборатории.
После окончания Волгоградской юридической академии он пришел в органы внутренних дел, начинал простым экспертом в 1996 году в отделе внутренних дел Октябрьского района Саранска, а сейчас руководит Экспертно-криминалистическим центром регионального МВД.
По стопам отца
Дмитрий Гагарин пошел по стопам своего отца, поэтому с работой эксперта нынешний полковник знаком, можно сказать, с детства. Вспоминает, как папа забирал его из детского сада и приводил на работу, где сам завершал важные служебные дела, а маленький Дима ждал. В служебном кабинете обсуждались самые разные происшествия, а мальчишка внимательно слушал и мечтал быть похожим на папу и его коллег. Погонами грезил и в школьные годы, но был момент, когда едва не изменил мечте.
Дмитрий увлекался спортом, и после окончания одиннадцатого класса засомневался в выборе дальнейшего пути, хотел пойти на факультет физического воспитания. Но практически в самый последний момент передумал, поехал поступать в академию в Волгоград. О сделанном когда-то выборе Дмитрий Владимирович ни разу не пожалел, и даже спустя годы не потерял интереса к своей профессии.
Взять в руки чемодан криминалиста с кистями, порошками и другими приборами Гагарину пришлось в самый первый день службы в органах внутренних дел. «Молодой специалист значит? – встретил вчерашнего студента начальник Октябрьского РОВД. - В Танеевке - убийство, вот чемодан, езжай». Возражения не принимались! Впрочем, и новичок не подкачал, с первым испытанием справился на «отлично», на месте происшествия обнаружил следы рук, обуви и крови злодея. Позже выяснилось, что убийцей оказался сосед жертвы.
Что в чемоданчике?
Сегодня Дмитрий Гагарин координирует работу экспертов, сам выезжает на резонансные происшествия, контролирует деятельность лабораторий. В его кабинете коллекция фотоаппаратов, начиная с примитивных до современных. Ему приходилось работать с пленочной техникой и с некогда известным «Полароидом», теперь эксперты перешли на цифровой формат. Что касается чемоданов криминалистов, то они подразделяются на несколько видов. В самом популярном - унифицированном чемодане есть все для изъятия большинства видов следов - порошки для снятия «пальчиков», кисти, полоски гемофан для обнаружения крови, набор для изъятия пылевых следов обуви и многое другое. На особо тяжкие преступления выезжает целая передвижная лаборатория.
При поддержке МВД России и руководства республики, оборудование в Экспертно-криминалистическом центре постоянно обновляется. Сегодня можно с уверенностью сказать, что по оснащению экспертные отделы регионального МВД ничуть не уступают европейским лабораториям. «Но надо понимать, что это не фантастическое оборудование из современных фильмов, где ставится пробирка с кровью, а через несколько секунд компьютер определяет, кому конкретно принадлежит материал, - предупреждает Дмитрий Гагарин. – Таких возможностей, как в кино, в реальности пока не существует, возможно, это элементы будущего. На исследование крови уходит от суток до трех, и не стоит думать, что все делает машина, вывод всегда за экспертом».
Так, например, оборудование выделяет цепочку ДНК, которая затем сравнивается с существующими образцами. Именно по ДНК мордовским полицейским удалось установить маньяка, который нападал на женщин на дачах. Он вошел в круг подозреваемых, его биоматериалы совпали с материалами, изъятыми на месте совершения преступления.
По «пальчикам»
Также и с отпечатками пальцев. Компьютер сравнивает образцы пальцев с тысячами дактилокарт и выдает результат в виде нескольких возможных вариантов. Только специалист, просматривая и изучая их, выбирает один и делает заключение.
«Следы на месте преступления есть всегда», - считают эксперты. Но как их найти? Криминалист выясняет обстоятельства происшествия и пытается смоделировать действия злодея, представить, как он мог
действовать, например, при совершении кражи: чем взламывал дверь, как открывал шкафчики, куда ставил стул. Задача специалиста – найти как можно больше улик!
Благодаря грамотной работе эксперта на месте происшествия, удалось раскрыть дело о краже из Рузаевского магазина. Пытаясь скрыть следы преступлений, преступники подожгли торговую лавку, один из воров бросил перчатку, надеялся, что сгорит, но часть ее уцелела. Криминалист нашел улику, вывернул перчатку, на обратной стороне при исследовании были обнаружены отпечатки пальцев.
Эксперт Гагарин рассказывает, что за его многолетнюю практику приходилось видеть разное, на месте происшествия находил даже следы от поцелуев, которые вор оставил на плакате с изображением британской певицы и модели Саманты Фокс.
Подделка не пройдет
В центре работает более полусотни экспертов. Универсальные криминалисты, которые могут делать разные виды исследований, есть те, кто особенно хорошо разбирается, например, в почерке.
Кстати, по почерку раскрываются преступления, связанные с мошенничествами, незаконной продажей имущества, подделкой завещаний, выдачей зарплаты. Оказывается, как бы человек не пытался изменить почерк, в написании букв, соединении все равно останутся присущие только ему признаки. Их обязательно увидит специалист в этой области.
При расследовании резонансных дел часто одним из основных доказательств является исследование фонограмм речи. Так, фоноскопическая экспертиза помогла разоблачить организованную группу, участники которой обналичили более 14 миллионов рублей.
Династия
Каждое заключение Дмитрий Владимирович проверяет сам. Признается, что ему нравится детально разбираться в каждом исследовании, с каждой экспертизой совершенствовать свои знания. Опытный специалист старается вылавливать допущенные подчиненными недочеты, в случае необходимости возвращает заключения специалистам на доработку. От профессионализма эксперта зависит, будет ли найден преступник и понесет ли он наказание.
Руководитель центра пользуется заслуженным уважением среди коллег. Им гордятся его близкие, прежде всего, папа, который сейчас находится на заслуженном отдыхе. У Дмитрия Гагарина подрастает сын, в выборе профессии он, кажется, уже определился. «Буду полицейским!» - говорит подросток, и родители его решение поддерживают.
Кто знает, может быть, он станет продолжателем династии криминалистов.
Цифра
В общей сложности в ЭКЦ проводится более 30 видов различных экспертиз, их число из года в год увеличивается.
«Известия Мордовии»