5 октября 2018, 02:03. Республика Саха (Якутия).
В этом году среди юбилейных дат ведомства грядет, пожалуй, одна из самых главных. Исполняется ровно 100 лет Уголовному розыску. Ничуть не умаляя достижения других служб и подразделений ведомства, все же хочу отметить, что именно с уголовным розыском у общественности ассоциируется деятельность органов внутренних дел в целом. Оперативники уголовного розыска, которые всегда окутаны завесой тайны и служебной романтики, становятся прототипами героев детективных произведений литературы и кино.
По долгу службы действующим операм не пристало раскрывать свои лица и широко освещать свои достижения. О них читатель узнает из обезличенных пресс-релизов: где главный герой остается безымянным, где за сухой формулировкой «в ходе оперативно-розыскных мероприятий…» упускаются дни и ночи, а порой месяцы и годы кропотливой, полной опасности работы.
Мой сегодняшний герой – действующий оперативник, а по сему остается в этом очерке без имени и регалий. Однако для удобства повествования назовем его Михаилом.
И так начнем. Энное количество лет назад в один из близлежащих районов республики на службу прибыл уже имеющий за плечами несколько лет профессионального опыта оперативник. И это случилось накануне 23 февраля. В суматохе служебных будней приезжему приходилось разрешать и свои бытовые вопросы. Решив проблемы с обустройством, Михаил решил приобрести у местных домашнюю картошку. «Готовить самому еду будет гораздо дешевле», - резонно подметил он.
Сказано-сделано и в очередной раз, покупая в местном магазинчике обед, он решил поинтересоваться, у кого из местных можно приобрести мешок картошки. Во время разговоров с продавщицей, его окликнула пожилая женщина: «Чей ты сын? Что-то не узнаю тебя. У меня есть хорошая картошка. Ступай за мной». Михаил, обрадовавшись оказии, поспешил последовать за ней по натоптанной в снегу узкой тропинке. По дороге разговорились. Оказалось, на его просьбу откликнулась местная знаменитость. Клавдия Ивановна, так ее назовем, вот уже свыше 30 лет работала в районной больнице акушером и без всяких преувеличений могла сказать, что добрая половина местных жителей появилась на свет не без ее участия. Отсюда и последовал, показавшийся на первый взгляд странным вопрос, чьим сыном он является.
Вскоре пара подошла к простенькому сельскому дому. Женщина, открывая покосившуюся калитку, попросила молодого попутчика, помочь вытащить мешок из домашнего подполья. В чистом и уютном доме вкусно пахло домашней выпечкой. Хозяйка вручила оперативнику увесистый мешок отборного домашнего картофеля и напрочь отказалась взять деньги. Как бы ни старался Михаил всучить ей купюру, от нее последовал ответ: «Это мой подарок тебе на 23 февраля. Одна я живу, детей нет. Стольким детям помогла появиться на этот белый свет, а собственными так и не обзавелась. Мне всю эту картошку одной не съесть. Ешь на здоровье». Нашему герою оставалось только покинуть радушную хозяйку, твердо решив про себя, что обязательно отблагодарит радушную хозяйку на 8 марта своим ответным подарком. Кто же знал, что судьба распорядится таким образом, что случай ответной благодарности случится намного раньше и цена той благодарности окажется несоизмерима. Что может быть ценнее человеческой жизни?
Буквально через пару дней после этой встречи, Михаила, пребывавшего на отдыхе после дежурных суток, в срочном порядке вызвали в отдел. Как довел до личного состава начальник отдела, около 11 часов дня, в полицию обратился местный житель. Мужчина, заикаясь от волнения, сообщил, что обнаружил свою родственницу убитой.
Следственно-оперативная группа выехала на место происшествия. Отделовский УАЗик вырулил на знакомую уже Михаилу улицу и притормозил возле покосившейся калитки.
Михаилу пришлось второй раз ступить на порог уже осиротевшего дома. На полу лежала засохшая кровь, темные полосы – следы волочения тела убитой вели к крышке домашнего подполья. На дне домашнего погреба лежала хозяйка. Позже врачи-эксперты констатируют на теле Клавдии Ивановны восемнадцать ножевых ранений. Какой зверь столь жестоко расправился с безобидной женщиной? Именно это предстояло узнать Михаилу с коллегами.
Чуть пришедший в себя родственник пояснил, что решил проведать свою сестру, когда узнал, что она пропустила работу. Это было на нее совсем не похоже: ответственная, отдавшая всю свою сознательную жизнь любимой работе, Клавдия Ивановна никак не могла пропустить свое дежурство. Только очень весомая причина, такая как серьезная болезнь, могли стать причиной отсутствия опытного акушера в родильном блоке. Тревоги добавил еще тот факт, что на телефонные звонки она тоже не отвечала, а это тоже было странным. Обычно акушер всегда была на связи в случаях экстренных вызовов. Словом, родственник решил проведать Клавдию, и был очень удивлен, увидев увесистый замок на двери. К счастью, у мужчины имелся запасной ключ от дома родственницы. У них были доверительные отношения, родственники приглядывали за домом и хозяйством Клавдии Ивановны, если ей приходилось уезжать из села. Брат, как только ступил на порог дома, сразу увидел лужу крови на полу и, поняв, что случилось что-то страшное, бросился в районный отдел полиции.
Начался розыск преступника. Михаил и двое его коллег начали отрабатывать все мыслимые и немыслимые версии произошедшего. Весь местный контингент был перепроверен по несколько раз подряд. Сотрудники хватались за каждую ниточку, которая могла привести к убийце.
Версия о том, что преступник мог воспользоваться ключом, хранившимся в доме у родственников, отпала. Зато выяснилось, что пропал ключ самой хозяйки. В надежде на то, что убийца мог оставить отпечатки своих пальцев на нем, полицейскими в буквальном смысле был перерыт весь снег во дворе убитой. Казалось бы, удача улыбнулась – при помощи миноискателя ключ был найден под толщей снега недалеко от ворот. Однако дактилоскопическая экспертиза не дала должных результатов.
Стоит ли упоминать, что все село было взбудоражено случившимся. Михаил особенно запомнил случай, когда один из оперативников позвал его на ужин в свой дом: немногословная мать коллеги с немым вопросом оглядела сына и гостя, подсевших к столу. Словно, укоряя, что убийца до сих пор не найден. Коллега сконфуженно попросил Михаила не обращать внимания. Выяснилось, что тридцать лет назад покойная Клавдия Ивановна более суток боролась за жизнь молоденькой роженицы и ее младенца. И только ее опыт и знания в акушерстве помогли на свет родиться здоровому мальчику и не потерять роженицу. И ими были этот самый оперативник и его мать.
Наспех подкрепившись, ребята вышли из-за стола и продолжили поиски убийцы. Четвертый день оперативно-розыскных мероприятий, наконец, преподнес подарок. Опера уже в двадцатый раз обходили все дворы, как в одном из домов застали пожилого мужчину, который на пару дней выезжал за пределы района. Отряхивая валенки от снега, сельчанин уточнил, беседовали ли сотрудники полиции с племянником его соседей. «Парень не местный, видать выпивает. Недавно приехал из другого района», - уточнил он.
Оперативники вошли в соседний дом. На вопрос сотрудников о племяннике, хозяйка, звеня посудой, которую убирала со стола, кивнула в сторону комнаты… Молодой парень, лежавший на диване, словно ждал их. Надев обувь и куртку, молча, последовал за Михаилом и его коллегами.
В тот же день, подозреваемый дал признательные показания. Оказалось, что в тот роковой день он изрядно выпил и до позднего вечера слонялся по незнакомому селу. На одной из улиц уже засыпающего села, он заметил свет в окне дома Клавдии Ивановны. Убийца вошел в дом. Выяснилось, что непрошеный гость стал требовать водку у Клавдии Ивановны. Та, не потерпев столь наглого вторжения со стороны незнакомого молодого человека, принялась его выгонять. В руках преступника оказался нож. После зверской расправы над пожилой женщиной, убийца столкнул ее тело в погреб, а затем, заперев дом хозяйским ключом, удалился по безлюдной ночной улице.
Альбина Ушницкая, пресс-служба МВД по Республике Саха (Якутия)