25 октября 2018, 17:17. Республика Северная Осетия — Алания.
МВД по РСО-Алания предупреждает: основные схемы мошенничества и способы борьбы с ними
В современной жизни смартфоны и банковские карты призваны облегчить жизнь их обладателям. Однако появившиеся удобства мошенники взяли на вооружение, и число их жертв становится изо дня в день все больше. На «крючок» при этом попадаются не только пожилые люди и дети. В этом материале собраны самые распространенные схемы аферистов, а также советы, как действовать в том или ином случае:1. Близкие в беде?
Мошенники путем перебора номеров звонят и сообщают, что «ваш родственник попал в ДТП или в полицию» и просят денег для откупа. Далее в разговор вступает другой мошенник, который представляется сотрудником полиции и уверенно сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Деньги необходимо привезти в определенное место и передать конкретному человеку либо за ними приедет их знакомый человек.
Что делать?
Не паникуйте и не торопитесь собирать деньги. Скажите, что не имеете в наличии денег. Прервите разговор и попытайтесь связаться с тем родственником, который якобы попал в беду. Задайте вопросы личного характера. Хотя бы, как зовут ваших родственников и их близких. Не впускайте в свой дом незнакомца, даже если он представился сотрудником социальной службы или государственной структуры. Попросите его предъявить удостоверение. Не стесняйтесь тут же, не пуская посетителя в дом, проверить данные по телефону.
2. Распродажа?
Вам звонят в дверь, очень словоохотливые люди представляются сетевыми агентами каких-то фирм и предлагают товар в два раза дешевле. Остерегайтесь их, так как товар может быть ворованным или некачественным. Сигнал опасности: ощущение, что вам неожиданно и несказанно повезло.
Что делать?
Будьте скептиком, не верьте объяснениям «выставочная партия», «все распродаем и заканчиваем торговлю» и т.д. Даже если уверены, что имущество не краденое, задумайтесь о возможных последствиях и откажитесь от покупки. Помните, что вы рискуете стать фигурантом уголовного дела за приобретение предметов, заведомо добытых преступным путем, а также лишиться и денег, и товара.
3. Купля-продажа и услуги по объявлению
25-летняя девушка разместила объявление о продаже журнального столика на одном из интернет-сайтов. Спустя некоторое время к ней позвонил покупатель, и стороны договорились, что оплата будет осуществляться путем перевода на банковскую карту продавца. Девушка направила номер банковской карты покупателю и стала ждать. А дальше произошло снятие 1000 рублей с ее счета, затем 2000 рублей, а далее карта была заблокирована - преступники запросили превышающую лимит карты сумму, что привело к ее блокированию. Таким образом, оставшаяся сумма на карте была спасена.
Что делать?
Никому не сообщайте персональные и конфиденциальные данные, банковские реквизиты, ПИН, CVV/CVV2 коды. Обязательно установите на банковской карте дневной лимит снятия наличных денег, чтобы преступники не могли снять все деньги с вашего счета. Зачастую все виды мошенничества связаны с невнимательностью или неосведомленностью граждан, излишней доверчивостью и самоуверенностью, поэтому будьте предельно бдительны!
5. Разблокировка
Одной из самых распространенных мошеннических схем является смс-переписка или телефонные переговоры преступников с пострадавшим от имени сотрудников банка. Обманным путем мошенники узнают код авторизации для входа в личный кабинет мобильного приложения ее банка. Затем со своего мобильного телефона заходят в приложение и переводят деньги.
Что делать?
Официальный представитель банка позвонит клиенту или отправит сообщение со специального номера, зарегистрированного на финансовую организацию. К примеру, у Сбербанка это трехзначный номер 900. Этот номер должен быть знаком клиенту, потому что с него он обычно получает смс-информирование о движении денег на счете. Злоумышленники не смогут отправить смс с этого номера. В любом случае, даже если звонит официальный представитель банка, ему нельзя сообщать пин-код, трехзначный CVV-код на обратной стороне карты, код авторизации, присланный по смс, логин и пароль от личного кабинета в интернет-банке. Такую информацию могут запрашивать только мошенники. Помните, что ни один банк самостоятельно не блокирует карту - сделать это можете только вы. Сотрудники банка никогда не запрашивают пароли и коды смс-подтверждений по телефону - никогда никому их не сообщайте! Внимательно относитесь к смс- и e-mail-сообщениям от имени банка, в которых содержится информация о блокировке вашей карты, никогда не перезванивайте по номерам, указанным в этих сообщениях! Никогда не переходите на сайт банка онлайн по ссылкам с незнакомых сайтов и социальных сетей. При покупках в интернете пользуйтесь проверенными сервисами оплаты.
6. Вирус съест деньги
Хакеры заражают смартфон вирусной программой, которая получает доступ к персональным данным владельца. Нередко она проникает на мобильное устройство вместе с каким-нибудь бесплатным приложением или через смс. Если на телефоне установлен мобильный банк, вирус может с помощью команд смс-банкинга сделать перевод средств с карты. При этом владелец даже не заподозрит неладное, так как все произойдет для него незаметно. Вредоносная программа сама совершит перевод и сама же подтвердит от имени потерпевшего операцию.
Что делать?
В целях безопасности владельцам смартфонов, «привязавших» банковскую карту к телефону либо установивших мобильное приложение интернет-банка, рекомендуется пользоваться антивирусом, скачивать приложения только из официальных магазинов, не переходить по ссылкам из смс.