С ключевыми параметрами прогноза социально-экономического развития города присутствующих ознакомил председатель Комитета экономического развития Артур Валиахметов. «В текущем году наблюдается сохранение тенденции роста экономической активности. В условиях меняющейся внешней и внутренней среды экономика города продолжает удерживать достигнутые показатели», - отметил он. По итогам текущего года объем валового территориального продукта ожидается в пределах 752,5 млрд рублей. К 2021 году объем ВТП, по данным прогноза, превысит уровень 2017 года в сопоставимых ценах на 8,7% и составит 893 млрд рублей.
Развитие промышленного комплекса города в прогнозируемый период будет определяться преимущественной динамикой спроса на внутреннем рынке страны. При этом на темпы роста будут влиять меры, направленные на повышение конкурентоспособности отечественных производителей и импортозамещение. Рост промышленного производства в этом году оценивается на уровне 102,5%. В среднесрочной перспективе ожидаются умеренные темпы роста промышленного производства. Рост индекса промышленного производства прогнозируется в пределах 2,5-2,9% ежегодно.
Другой важнейший фактор устойчивого развития – привлечение инвестиций в экономику города. За 9 месяцев текущего года объем инвестиций увеличился на 2,6% к соответствующему периоду 2017 года. По итогам года объем инвестиционных вложений составит более 200 млрд рублей или 103,5% к уровню прошлого года. В прогнозируемый период объем инвестиций в основной капитал увеличится по отношению к 2017 году в сопоставимых ценах на 23%.
Что касается оборота розничной торговли, то за 9 месяцев текущего года он на 7,4% превысил в сопоставимых ценах уровень прошлого года. По итогам 2018 года ожидается увеличение оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на 6%, что по оценке составит свыше 524 млрд рублей. К 2021 году ожидается, что оборот розничной торговли достигнет почти 630 млрд рублей с ростом в сопоставимых ценах в 13,5% к 2017 году. В прогнозируемый период значение индекса потребительских цен ожидается на уровне 104% ежегодно.
По словам спикера, ситуация на рынке труда будет спокойной, массового высвобождения рабочей силы не предполагается.
Численность населения Казани на начало 2018 года составила 1 млн 243,5 тыс. человек. Планируемый рост числа жителей за 2018 год составляет 11,5 тыс. человек. Прогноз предусматривает ежегодное увеличение численности населения в пределах 1%. Таким образом, к 2021 году численность населения прогнозируется в размере 1 млн 279 тыс. человек.
И.Мухаметшин: «Как и в предыдущие годы, большая часть расходов приходится на социально-культурную сферу»На основе параметров социально-экономического развития Финансовое управление Казани разработало проект бюджета города на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Так, общая сумма доходной части бюджета Казани на 2019 год прогнозируется в сумме 23 млрд 23 млн рублей, что на 1 млрд 415 млн рублей больше утвержденного бюджета на 2018 год. Налоговые и неналоговые доходы бюджета города на 2019 год прогнозируются в сумме 15 млрд 137 млн рублей, из которых 12 млрд 991 млн рублей приходятся на налоговые доходы. Безвозмездные поступления из бюджета Республики Татарстан предусмотрены в сумме 7 млрд 886 млн рублей.
По всем доходным источникам сохраняются действующие в текущем году нормативы отчислений, ставки и налоговые льготы. Изменения коснулись только налога на доходы физических лиц – в республике установлен дополнительный норматив отчислений в размере 1,6%, отметил начальник Финансового управления И.Мухаметшин.
Наиболее объемные доходные источники бюджета Казани по-прежнему – налог на доходы физических лиц, земельный налог и налоги на совокупный доход. Они составят 91% всех налоговых доходов бюджета, более 45% из которых приходятся на налог на доходы физических лиц. Объем поступлений от этого налога в 2019 году прогнозируется в сумме 5 млрд 897 млн рублей. Доля земельного налога, который в полном объеме зачисляется в бюджет города, составит 26% налоговых доходов бюджета – 3 млрд 402 млн рублей. Поступления по налогам на совокупный доход прогнозируются на 2019 год в сумме 2 млрд 538 млн рублей. Их доля в налоговых доходах бюджета города составляет 19,5%.
Прогноз неналоговых доходов бюджета Казани на 2019 год составляет 2 млрд 146 млн рублей. Основная часть неналоговых доходов формируется за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 1 млрд 562 млн рублей.
Кроме того, крупным источником доходов бюджета города является финансовая помощь. В проекте бюджета на 2019 год безвозмездные поступления из бюджета РТ учтены в сумме 7 млрд 886 млн рублей.
Расходная часть бюджета города, как и доходная, в 2019 году составит 23 млрд 23 млн рублей. Темп роста к утвержденному бюджету текущего года составит 106,5%. «Расходы бюджета города сформированы в рамках семи государственных программ и 15 муниципальных. Как и в предыдущие годы, большая часть расходов или 76% от общего объема приходится на социально-культурную сферу. Сюда входят расходы на образование – 15 млрд 11 млн рублей, социальную политику – 11 млрд 80 млн рублей, культуру – 680 млн рублей, физическую культуру и спорт – 491 млн рублей, молодежную политику – 289 млн рублей, здравоохранение – 19 млн рублей. Оставшиеся расходы распределены по разделам общегосударственных вопросов, национальной политики, ЖКХ и другим», - доложил начальник Финуправления.
Как отметил спикер, показатели проекта бюджета Казани на 2019 год отвечают принципу общей сбалансированности бюджета. Бюджет города на 2019 год по доходам и расходам составит 23 млрд 23 млн 409 тыс. рублей, на 2020 год – 23 млрд 468 млн 218 тыс. рублей, на 2021 год – 23 млрд 702 млн 528 тыс. рублей.
Напомним, ранее, 25 октября 2018 года проект бюджета был опубликован в сборнике документов и правовых актов МО Казани, 12 ноября прошли публичные слушания, после которых проект был подробно рассмотрен на заседаниях постоянных комиссий Казгордумы.
И.Метшин: «Как и прежде, в бюджете запланированы все социально значимые и первоочередные расходы и доходы, сохранена его социальная направленность»«В целом, бюджет на 2019 год учитывает все реалии сегодняшнего дня. Среди особенностей хотел бы отметить, что, как и прежде, в нем запланированы все социально значимые и первоочередные расходы, сохранена социальная направленность бюджета», - подчеркнул Мэр Казани Ильсур Метшин.
Однако он отметил, что ряд направлений городского хозяйства не обеспечен финансированием в полном объеме. Эти задачи предстоит решать по ходу исполнения бюджета. «Хочу подчеркнуть, что подобные проблемы были и при утверждении бюджета на 2018 год, но, как вам известно, часть из них при поддержке Президента нашей республики Рустама Минниханова была решена. Город получил дополнительное финансирование по таким программам как содержание объектов благоустройства, городских парков, дорог, приобретение автобусов на газомоторном топливе, компенсация расходов, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу, в том числе – уборка улиц, парков, реконструкция биологических очистных сооружений. Мы обратились к руководству республики за поддержкой в таких направлениях как капремонт, содержание парков и скверов, освещение в жилых массивах и надеемся на положительное решение», - добавил градоначальник.
Он также подчеркнул, что Исполнительному комитету Казани необходимо провести все мероприятия, которые позволят сохранить баланс бюджета и финансирование в полном объеме. «Мы должны обеспечить привлечение иных источников доходов и вместе с депутатами определить, на какие направления их использовать в первую очередь. В целом бюджет готов», - заключил И.Метшин.
И.Нургалиев: «Предложенный проект, внесенный Исполкомом, в целом, соответствует нормам и положениям бюджетного законодательства»Заслушав прогноз социально-экономического развития города и проект бюджета, участники заседания задали ряд вопросов. Так, депутат Казгордумы Владимир Никишов уточнил, как скажется на доходах города отмена земельного налога для пенсионеров (налог полностью перечисляется в бюджет города). И.Мухаметшин сказал, что потери бюджета города из-за этого составляют порядка 90 млн, но при формировании бюджета на 2019 год эти изменения уже учтены.
Депутат Камария Хамидуллина задала вопрос о грантовой поддержке казанских школьников. В этом году на данную статью расходов в Управлении образования заложено 10 млн рублей, которые будут направлены на поддержку победителей всероссийских и республиканских олимпиад, в Управлении культуры – 2 млн рублей, которые направят на поддержку творческого актива, и в Комитете по делам детей и молодежи – 1 млн рублей. «Хочу отметить, что заложенных средств не всегда хватает – количество призовых мест ежегодно растет. Так, в этом году мы дополнительно изыскали из бюджета города 7 млн для поддержки победителей олимпиад», - добавил И.Мухаметшин.
Председатель контрольно-счетной палаты Ильнар Нургалиев отметил, что бюджет Казани сбалансирован по доходам и расходам как на 2019 год, так и на плановый период. «Предложенный проект, внесенный Исполкомом, в целом, соответствует нормам и положениям бюджетного законодательства», - резюмировал он.
И.Метшин: «У нас более 500 республиканских программ – грех жаловаться»
Отдельное сообщение для заседания подготовил депутат Алексей Серов. По его мнению, Исполкому следует уделить больше внимания увеличению доходной части бюджета, а также предусмотреть среди расходов такое направление, как «развитие». Для сравнения он привел опыт в этой сфере других городов-миллионников, бюджет которых превышает казанский – Нижнего Новгорода, Перми, Уфы.
«У каждого региона свои бюджетные правила. То, какая конструкция выстроена у нас в Татарстане, меня как мэра Казани, абсолютно устраивает», - ответил спикеру Ильсур Метшин. Он также отметил, что в казанском бюджете также предусмотрено направление «развитие». В этом вопросе поддержку столице оказывают и республиканские программы. «Нет ни одного города, если не брать Москву и Санкт-Петербург, а также богатые Тюмень и Ханты-Мансийск, которые бы получали от региона такую помощь, которую получает Казань. Нужно быть справедливыми. Только в прошлом году Казани было выделено 1,5 млрд на общественные пространства, 1 млрд на капитальный ремонт дворов, строительство десяти детских садов, капитальный ремонт школ, поликлиник. Это все – бюджет развития. Кроме того, в Российской Федерации нет ни одного субъекта, в котором бы так помогали не только столице, но и муниципалитетам. У нас более 500 республиканских программ, которые инициированы нашим Президентом – грех жаловаться. Мы получаем кратно больше и имеем больше возможностей использовать этот бюджет развития», - резюмировал И.Метшин.