15 ноября 2018, 10:29

Кому пожар не страшен?

15 ноября 2018, 10:29. Республика Тыва.

Правильный ответ: никому – все боятся пожара. Но почему тогда многие из нас стараются затруднить работу пожарных, пытаются сделать все, чтобы пожарные не смогли подъехать к их дому? Плохая новость: даже несколько потерянных секунд могут привести к трагедии, и уж точно – к потере имущества. Хорошая новость: пожарные все равно приедут и потушат пламя. А вот о том, как им это удастся, на прошлой неделе выяснил корреспондент газеты «Плюс Информ».

Служебное несоответствие за медленное одевание

Говорят, что солдаты могут одеться за 45 секунд. Неподготовленному человеку это кажется маловероятным. Но пожарные над таким нормативом могут только посмеяться. У них свои нормативы: чтобы выполнить их на «отлично», надо одеться за 21 секунду, на «хорошо» – за 24 секунды, и «удовлетворительно» – 27 секунд.

Но эти секунды сами по себе еще ничего не значат. Главный показатель – это когда команда уже вся экипирована, села в машину и машина выехала из гаража. Если эта машина - «Урал», то «отлично» будет за 44 секунды, «хорошо» - за 46 секунд, «удовлетворительно» - 52 секунды. «ЗИЛ» будет готов к выезду гораздо быстрее: 34 секунды – «отлично», 38 – «хорошо», 42 – «удовлетворительно.

Если команда в это время не уложится, то начальнику могут грозить разные неприятности. Начиная от лишения тридцати процентов зарплаты и оканчивая выговором за служебное несоответствие.

То есть, за то время, когда солдат должен одеться, пожарные уже будут готовы. И будут в дороге. Это в теории, а как на практике? А на практике мы это проверили в ПСЧ-1. ПСЧ – пожарно-спасательная часть. В Кызыле всего три ПСЧ: №1, №2 и №22.

Как-то неудобно было просить показать сборы просто для эксперимента, проводимого газетой. Но сотрудники МЧС сказали, что это – в порядке вещей. В любой момент может проезжать мимо кто-нибудь из Главного управления МЧС по РТ, например, заместитель начальника, и просто так, для проверки, дать сигнал учебной тревоги. Ну, если это нормально, рискнем?

Тревогу организовал Аяс Мергенович Анай-оол, начальник караула ПСЧ-1 по охране г. Кызыла. Три пронзительных гудка, непонятная команда, что-то вроде: «Внимание! Выезд на фасад». «На фасад» - это как раз и значит, что машина должна выехать на плац перед зданием пожарной части.

Пыталась все фотографировать, получились смазанные фигуры. Как оделись – совершенно непонятно, но вот все уже одетые. Позже, прослушивая запись на диктофоне, обнаружила, что прошло 23 секунды между командой и моим возгласом: «И это все?!». «И это все» означало, что мотор рычит, все сидят и машина уже «выехала на фасад». То есть стоит на плацу.

Это не просто «отлично», это «потрясающе», но такой оценки нет. Говорят, что просто «уложились в нормативы».

Ранги пожаров и дежурства

Ранги пожаров и порядок выезда на них в разных городах свои. В Москве, например, пять рангов. В городе, где есть химическое производство, будут свои приоритеты. У нас только два ранга: есть обычные пожары и пожары на социально значимых объектах.

Это не означает, что в какой-то дом будут ехать медленнее. Это означает, что на пожар в определенном районе города выедет одна или несколько команд одной части.

В центре города – ПСЧ-1, в западном районе (правобережные и левобережные дачи) – ПСЧ-2, в восточном районе (Каа-Хем) – ПСЧ-22.

А если возникнет пожар на социально-значимом объекте: школе, садике, административном здании – выедут расчеты всех частей. Конечно, несколько команд останутся на дежурстве, но все остальные должны быстро потушить возгорание именно этого социально-значимого объекта.

Где бывает больше пожаров? Ну, это в зависимости от сезона. Зимой, в отопительный период, чаще, конечно, горит жилой сектор. В другое время всякое бывает. Когда летит тополиный пух, то около Молодежного парка вообще день и ночь стоит большая красная машина – дежурит. Подростки любят поджигать пух, думая, что он погаснет так же быстро, как загорится. Но когда много тополиного пуха, то огонь может перекинуться на деревья и строения.

В городском парке с 15 апреля и до осени дежурит пеший патруль: чтобы кому-нибудь не пришло в голову устроить костер «на природе».

Без «мигалки», но очень быстро

Кстати, обо всем этом мы говорим уже в машине. Правда, не в большой красной и с мигалкой, а в обычной легковой машине. Интересно было посмотреть, насколько хорошо шофер МЧС знает город, может ли он быстро доехать до любого, произвольно выбранного адреса. А то, что обычная машина, ситуацию только усложняло: никто не разбегается в разные стороны от сирены.

Сарыглар Амир, прапорщик внутренней службы, водитель ПСЧ-1, город знает отлично и ориентируется в нем лучше, чем иной водитель с GPS навигатором. Он знает, по каким улицам, в какое время дня можно быстрее доехать. Напрямик часто получается дольше, если есть большое скопление машин. Перед крупными торговыми центрами лучше вообще не ехать, если пожар не в этом районе.

Учитывая, что в городе надо все же соблюдать правила безопасности и неизвестно, где и когда захочет перейти дорогу пешеход, оптимальным считается время - одна минута на километр. Говорят, что сейчас все же больше порядка. Было время, когда пожарным машинам дорогу уступали очень неохотно. А могли и не уступать. Но девяностые годы и начало нулевых с их вседозволенностью прошли. Хотя некоторые элементы и остались. Но о них позже, а пока о том, почему водители пожарных машин так хорошо знают город.

В распорядке работы пожарных прописано все. Есть время для приема пищи. Обед длится целый час, если ничего не происходит. А время на оперативно-тактическое изучение объектов – полтора часа. Это и изучение документов, и (для водителя) изучение плана города.

Вера в неуязви­мость

За разговорами короткий путь быстро кончился. Первый адрес – Бухтуева,1. Похоже, жителям этого дома можно только позавидовать. Они верят в то, что с ними ничего никогда не случится. Подъезд к дому перегорожен даже не шлагбаумом – постоянной металлической перегородкой.

Ну а вдруг? Сотрудники МЧС мрачно смотрят на «железяку». Машина вынуждена будет остановиться перед ней. Тогда надо будет наращивать пожарные рукава, чтобы достать до места происшествия. Времени это займет немного (учения дают себя знать), но все же сколько-то секунд, а то и минут будут потрачены.

Да, девяностые уже прошли. Встречные машины дорогу уступают, но сами жители еще не всегда хотят, чтобы пожарные имели возможность к ним добраться.

До следующих нескольких адресов доехали быстро. Но застряли на Титова, 36. Там с одной стороны – шлагбаум, с другой – лежит бетонный блок. И рядом указатели: «Пожарный проезд». Ну, небольшой бетонный блок «Урал», пожалуй, преодолеет. Только сам проезд перегораживает машина. Ее владелец счел, что лучшее место для парковки – именно этот проезд.

Представим себе, что пожар уже начался. Нужно будет не только форсировать бетонную преграду, но и оттаскивать от проезда машины. Здесь же рядом садик и школа. Если вдруг что-то случится там, пожарные не будут особенно церемониться с многочисленными машинами, которые запрудили всю площадку. Да и забор уберут, если понадобится. Но на все это надо время.

То самое время, счет которого идет на секунды. За 20 секунд одеться и выехать из гаража, а потом терять бесценное время, растаскивая машины… Да, жители этих домов явно верят в физическое бессмертие, иначе трудно объяснить такое поведение.

Пользуясь моментом, очередным адресом называю собственный дом. До него доехали быстро, но с одной стороны к нему вообще никак не подъехать – забор примыкает к дому. Удивленный взгляд инспектора: «А ворота тут всегда закрыты?» Да, так уж получилось, что строительство дома по Ленина (между домами 42 и 46), которое кажется мэрии города вполне легитимным, представляет серьезную опасность для жителей дома – пожарная машина не сумеет подъехать к дому с восточной стороны.

Инспектор по пожарному надзору г. Кызыла майор внутренней службы Саин Товуу говорит, что они и не знали об этой стройке и что забор поставлен таким образом, что к дому не проехать. Оказывается, сейчас даже не обязательно разрешение пожарной службы на то, что бы дом сдавали. Сотрудники мэрии могут принять любое здание к эксплуатации, независимо от того, соответствует оно или нет правилам пожарной безопасности.

Но есть и хорошая новость – в квартиры можно попасть, конечно, и со стороны подъезда. Опять же наращивать рукава и по лестнице подниматься на нужный этаж. Да, это тоже будет дольше. Но тут уж остается только надеяться на мастерство и опыт пожарных. И внимательно самим следить за состоянием проводки и электронагревательных приборов, исправностью газовой плиты. И еще за правильно написанными названиями улиц и номеров домов.

В районе левобережного дачного общества улицы часто вообще обходятся без названий. А дома без номеров. Конечно, это обязанность органов местного самоуправления, но если уж они этого не делают, то придется нам позаботиться самим.

Подготовлено по материалам еженедельной газеты «Плюс Информ».


Автор:

Категория: Республика Тыва

Новости по теме:

Поделитесь новостью с друзьями
Добавить в мои источники Я.НовостиПодписывайтесь на наш канал в Телеграм
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Интересные новости
Комментарии для сайта Cackle