3 октября 2018, 12:56

На официальном сайте МВД по Удмуртской Республике начинается цикл публикаций из книги «Уголовный розыск. 100 лет в борьбе с преступностью»

3 октября 2018, 12:56. Удмуртская Республика.

В преддверии 100-летия со дня образования уголовного розыска на официальном сайте МВД по Удмуртской Республике начинается цикл публикаций из книги «Уголовный розыск. 100 лет в борьбе с преступностью».

 1920-е

«От героев былых времён…»

 Лето и осень 1918 года – самое тяжёлое время для молодой (с октябрьских событий 1917-го не прошло и года) Советской республики. Само её существование было тогда под большим вопросом: Красная армия отступала по всем фронтам, кольцо вокруг центральных губерний и Москвы сжималось, в сентябре была потеряна Казань, открывавшая антибольшевистским силам дорогу на столицу.

Взять её противники большевиков планировали чуть ли не в ноябре, но новый 1919 год они встречали отнюдь не в Кремле. В сентябре Красная армия вернула Казань, в октябре – Самару, в ноябре – Ижевск, чуть позже освободив и значительную часть территории будущей Удмуртии, которой на карте бывшей Российской империи тогда не существовало.

Красные второй раз оставят Ижевск весной 1919-го, и уже навсегда вернутся в него через три месяца. Но Ижевско-Воткинское восстание в августе 1918-го и захват будущей столицы Удмуртии войсками Колчака весной 1919-го лишь прервут, но не остановят двух тесно связанных между собой процессов: государственного строительства и борьбы молодого государства с криминалитетом, невероятно расплодившимся и обнаглевшим за годы войны и социальных потрясений.

Начались эти процессы ещё осенью 1917 года: 26 октября (по старому стилю) был создан один из первых наркоматов - Наркомат государственной безопасности (НКВД) РСФСР. Он и должен был заниматься в числе прочего борьбой с преступностью и поддержанием общественного порядка. Буквально через два дня после возникновения наркомат объявил о создании рабочей милиции, на которую и возложил решение этих задач. Но формирование структур рабочей милиции в губерниях шло с огромными трудностями, а на территории будущей Удмуртии и вовсе было дважды прервано, суммарно – больше, чем на полгода.

***

Нужно было наверстывать упущенное, и чем быстрее – тем лучше. По сути, большевикам, сражавшимся сразу на нескольких фронтах, пришлось открывать ещё один, внутренний – против криминала. И это была именно война, тут нет никакого преувеличения. Ряды выпущенных на свободу профессиональных уголовников пополнили те, кого на преступный путь толкнули разруха, голод и лишения четырех лет войны и социальных потрясений.

Криминальную обстановку первых лет Советской власти трудно даже представить. Уголовники были многочисленны, наглы и невероятно жестоки – крови они не боялись и оружие пускали в ход, не задумываясь. Человеческая жизнь не стоила для них ничего, а вот имущество, даже самое немудрящее, представляло большую ценность. И порой ничто, кроме пуль, не могло остановить убийц, бандитов, громил и воров, позабывших или вовсе не знавших, как это – отвечать перед законом за содеянное.

При этом силы были явно не равны – уголовников были тысячи, а противостояли им единицы. 5 октября 1918 года, за месяц до освобождения Ижевска, НКВД РСФСР выпустил «Положение об организации работы отделов уголовного розыска.

Отделы уголовного розыска должны были «вести борьбу с преступными деяниями, бандитизмом, кражами, грабежами и прочими преступными явлениями в пределах своего района».

Согласно этому документу в Сарапуле было создано уездное сыскное бюро, в Ижевске организован уголовно-розыскной стол, подчинённый начальнику уездной милиции. В Сарапульском уезде, в который входил и Ижевск, в 1918 году на службе в милиции состояло больше 300 человек, в штате уездного отдела числилось 10 работников уголовного розыска, которых сначала именовали сотрудниками, а впоследствии – агентами сыскного отделения.

Общее руководство уголовным розыском на местах было возложено на Центральное управление уголовного розыска (Центророзыск), специально созданное в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. 

 

***

В феврале 1921 года была создана Вотская автономная область (ВАО) состолицей в Глазове, а с июня 1921 года – в Ижевске. Областная милиция начала функционировать уже 21 февраля 1921 года – именно в этот день начальник милиции области Бабинцев издал приказ №1, в котором и была обозначена его должность.

После переезда столицы ВАО в Ижевск начальником областной милиции и председателем областной ЧК был назначен Александр Горбунов, утвердивший начальником областного уголовного розыска Александра Григорьевича Григорьева. Под его началом в отделе уголовного розыска работали: помощник начальника, субинспектор, агенты 1-го и 2-го разрядов, заведующий регистрацией (столом приводов), фотограф, заведующий хранением вещественных доказательств, парикмахер-гримёр и начальник канцелярии.

В июне 1922 года областной уголовный розыск передан в непосредственное подчинение отдела управления областью на правах подотдела – он состоял из 18 сотрудников, а в уезде – из пяти. Всего 23 сотрудника, а преступления исчислялись тысячами, и количество их только росло. Советское правительство объявило Новую экономическую политику (НЭП), у занимавшихся коммерцией появились деньги, и, соответственно, немедленно активизировались те, кто хотел этими деньгами поживиться, – мошенники, воры, грабители и прочий преступный элемент.

Из зафиксированных в 1922 году на территории ВАО 5731 преступлений без малого 4 тысячи – это кражи или грабежи. И ситуация только ухудшалась, за девять месяцев 1924 года было зафиксировано 9443 преступления, 896 из которых были связаны с присвоением чужого имущества.

Первенство по имущественным преступлениям, раскрытием которых занимались сотрудники областного уголовного розыска, было за Ижевском – самым крупным городом области (в 1920 году в нём жило 45,2 тыс. человек). Именно здесь были сосредоточены административно-хозяйственные учреждения, заготовительные конторы, склады и торговые предприятия, особенно интересовавшие криминалитет.

Перед сотрудниками областного уголовного розыска стояли две ключевые задачи – борьба с конокрадством, достигавшим невероятных масштабов, и ликвидация воров-домушников, городушников, карманников, содержателей воровских притонов и прочего преступного элемента.

Кражи лошадей – основного средства передвижения  - происходили главным образом в летнее время. Занимались ими целые преступные сообщества. Так, весной 1923 года некто Иванов сколотил в Можгинском уезде шайку, которая крала лошадей, оформляла на них фиктивные документы и уже «официально» переправляла лошадей в село Крымская Слудка Троцкой области, а оттуда вывозила их в Малмыж, Казань и её окрестности.

Сбывали лошадей некто Ершев (по документам – Крылов) и Мурин (он же Чупин). В результате проведённых оперативно-розыскных действий Ершев и ещё один его подельник, Лыкосов, были задержаны. Предводителя банды Иванова и Мурина объявили в розыск. По результатам обыска у бандитов изъяты 18 лошадей, три тарантаса, упряжь, граммофон и другие ценные вещи.

Представители прочих криминальных профессий нередко объединялись в банды. По данным ОГПУ на 1927 год, в районе Ижевска действовало 14 таких банд общей численностью больше 80 человек.

А в начале 1920-х банд было намного больше. Одна из них в составе сбежавшего из тюрьмы Елосина (он же Сурнин), братьев Черепановых и Карнаухова, занималась разбоями и грабежами в Ижевске. Шесть револьверов «наган» и «смит-вессон» бандиты пускали в ход, не раздумывая.

Банде достаточно долго удавалось уходить от преследования. Как позже выяснилось, в этом им помогал предатель – милиционер 1-го отделения ижевской городской милиции Данилов, который предупреждал бандитов о розыскных мероприятиях и облавах.

Выявить предателя и изловить ижевскую «Черную кошку» удалось в августе 1924 года. Сурнин и Черепанов были пойманы на месте преступления в селе Сосновка Ижевского уезда и убиты конвоирами при попытке к бегству. Их сообщника Карнаухова объявили в розыск.

 

***
В 1920-е годы фигурой, определявшей жизнь советских городов, был хулиган. Хулиганский образ жизни стал в то время чрезвычайно модным. Молодые люди, преимущественно беспризорники, начали с мелких правонарушений – нецензурной брани в общественных местах, стрельбы из оружия, кулачных боёв и мелких краж – быстро переходили к более серьёзным делам, пополняя число «клиентов» уголовного розыска.

По данным статистического отдела НКВД РСФСР, в 1925 году на 10 тыс. человек приходилось 3,2 хулиганского действия преступного характера, в 1926 году – 16,7, в 1927-м – 25,2. Аналогичная ситуация была и в Ижевске, где толпа пьяных хулиганов зверски убила милиционера Красильникова, находившегося при исполнении служебных обязанностей. Сотрудники уголовного розыска в течение двух суток установили и арестовали преступников, совершивших это убийство.

 ***

Нам, сегодняшним, вряд ли удастся понять тех, кто работал в уголовном розыске в 1920-х годах. В буквальном смысле из ничего – в хаосе революционных лет, посреди голода и разрухи – они сумели создать и отладить всесоюзную систему уголовного розыска. Свою эффективность она доказала уже в конце десятилетия  – преступность в стране пошла на спад, раскрываемость преступлений серьёзно увеличилась; сотрудников уголовного розыска криминальные элементы знали в лицо и откровенно боялись их.

Иные из таких сотрудников становились легендами при жизни, а позже становясь героями книг и кинофильмов. Имена других известны по сухим и немногочисленным документам эпохи. Все они – уже навсегда в истории в качестве самых первых – тех, с кого начинался уголовный розыск и на которых равняются до сих пор.

Автор:

Категория: Удмуртская Республика

Новости по теме:

Поделитесь новостью с друзьями
Добавить в мои источники Я.НовостиПодписывайтесь на наш канал в Телеграм
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Интересные новости
Комментарии для сайта Cackle