17 октября 2018, 05:44. Красноярский край.
Проблемы создания системы 112 и единой дежурно-диспетчерской службы города Красноярска обсуждались накануне на выездном заседании комитета по безопасности и защите прав граждан. Мероприятие прошло в центре обеспечения мероприятий гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Вначале депутаты побывали в оперативном зале единой дежурно-диспетчерской службы Красноярска, посмотрели, как организована работа оперативной смены. В штате службы 32 человека, в смене шестеро сотрудников. За сутки специалисты системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» обрабатывают порядка полутора тысяч звонков. Группа оперативного реагирования, которая входит в штат, с начала этого года совершила свыше 550 выездов.
По данным статистики, за девять месяцев 2018 года на территории Красноярска произошло 36 социально значимых происшествий, 380 техногенных пожаров, 49 дорожно-транспортных происшествий, 138 аварий на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, что составляет 14,8% от общего количества произошедших событий в крае (4 066).
Система 112 функционирует в круглосуточном режиме и призвана обеспечивать информационное взаимодействие со службой пожарной охраны, МЧС, медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, системой «Антитеррор».
Открывая заседание, председатель комитета Анатолий Самков подчеркнул актуальность темы. Вопрос, который вынесен на обсуждение, важен: скоро в краевом центре состоится Всемирная зимняя универсиада.
- Одна из задач органов власти состоит в том, чтобы не только обеспечить торжественную, спортивную часть мероприятия, создать атмосферу гостеприимства, но и обеспечить безопасность, бесперебойность работы всех служб, их четкое оперативное реагирование, — отметил Анатолий Петрович.
Затем был заслушан ряд докладов. Первым выступил Николай Распопин, руководитель агентства информатизации и связи края. Он напомнил, что создание системы 112 началось еще в 2014 году, в 2015-м была готова документация, стоимость проекта оценивалась в 490 миллионов рублей. В 2016 году край получил из федерального бюджета субсидию в размере 18 млн. 524 тыс. рублей на создание базовой инфраструктуры системы 112. В государственной программе «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения Красноярского края» было предусмотрено софинансирование федеральной субсидии в размере 6 млн. рублей.
По результатам выездных проверок МЧС России и Минкомсвязи РФ в 2017 году были даны замечания о необходимости увеличения штатной численности персонала центра обработки вызовов системы 112, приведения помещений в соответствие с нормативными требованиями и доведены рекомендации по дооснащению для возможности ввода в промышленную эксплуатацию.
- Помещения полностью готовы, штат увеличен на 29 человек, работа налажена, — сказал Распопин.
По его словам, сейчас предстоит провести доукомплектацию оборудованием, согласовать в МЧС РФ новый адрес, все это будет сделано.
Александр Эйдемиллер, руководитель агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности края, в свою очередь сообщил о развитии единых дежурных диспетчерских служб (ЕДДС):
- Сейчас в крае 53 ЕДДС, территории региона «прикрыты» на сто процентов, службы оснащены современными средствами связи и мониторинга. Штат составляет 669 человек, все специалисты прошли соответствующее обучение и аттестацию.
Валерий Коротков, руководитель главного управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Красноярска, рассказал, как организована работа ЕДДС, как проходит взаимодействие с оперативными службами, передача информации и т. д. По словам Короткова, в конце года будут решены два вопроса, связанных с дооснащением службы в Красноярске. Речь идет о приобретении аварийного источника питания и видеостены с возможностью одновременного вывода информации из нескольких источников. Ориентировочные затраты на приобретение видеостены в минимальной комплектации составят порядка 1,8 млн. рублей.
Сергей Гилек, начальник ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Красноярскому краю», представил информацию об эффективности работы единых дежурных диспетчерских служб. Сергей Александрович сообщил, что за 9 месяцев этого года было организовано реагирование на 15 847 оперативных событий, в том числе на 4 чрезвычайные ситуации, а также на 123 социально значимых происшествия, ликвидировано 2 685 техногенных пожара, организовано реагирование на 1 858 дорожно-транспортных происшествий.
После докладов состоялось всестороннее конструктивное обсуждение. В ближайшее время будет подготовлено решение комитета с рекомендациями всем задействованным в решении вопроса ведомствам и структурам.
Председатель комитета по безопасности и защите прав граждан Анатолий Самков прокомментировал представителям СМИ итоги заседания:
- Мы хотели еще раз обратить внимание руководства края на важность тех проблем, которые, к сожалению, есть. Это касается единых дежурных диспетчерских служб и связано с отсутствием прямых линий связи с экстренными оперативными службами Красноярска — полицией, ФСБ, МЧС и другими. Требуется приобретение резервного источника электропитания, обеспечивающего в автономном режиме работу телекоммуникационного оборудования, систем жизнеобеспечения.
Несколько рабочих вопросов обусловлено, например, отсутствием необходимого количества радиостанций. Но это уже частности. Все остальное отвечает требованиям, помещения единой дежурной диспетчерской службы Красноярска укомплектованы (в отличие от некоторых в муниципалитетах края). Что касается уровня заработной платы, то в целом она отвечает тем требованиям, которые предъявляются. То, что мы увидели перед заседанием, когда осмотрели оперативный зал, продемонстрировало в самом лучшем виде работоспособность службы для реагирования на обращения граждан.
Согласно данным статистики наибольшее количество звонков (48%) на номер «112» приходится на медицинские проблемы, 36% — обращения в органы внутренних дел, то есть это криминальные происшествия, остальное — дорожно-транспортные происшествия, бытовые ситуации, коммунальные аварии. Единая диспетчерская служба не только принимает звонки, но и реагирует, имея прямую связь с экстренными оперативными службами, аккумулирует все эти обращения, четко анализирует и практически в онлайн-режиме передает информацию соответствующим службам. Специалисты также готовят аналитические документы.
На этот год на систему 112 при корректировке краевого бюджета выделено 50 миллионов рублей, на 2019 год дополнительно выделено 80 миллионов. Эти средства пойдут на техническое дооснащение, ведь система 112 работает не только в Красноярске, но и по всему краю.
На сегодняшнем заседании прозвучала очень полная и содержательная информация с объективным освещением проблем и путей их решения. Мы на пути совершенствования системы 112.