19 октября 2018, 19:33. Архангельская область.
Сегодня в Главном управлении МЧС России по Архангельской области прошло методическое занятие для психологов региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Поделиться опытом с коллегами приехали специалисты из Петербурга – начальник отдела экстренного реагирования Северо-Западного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Виктория Дмитриева и заведующая отделом медико-психологической реабилитации Татьяна Мамина.
В рамках семинара психологи МЧС поделились новыми знаниями и опытом с сотрудниками психоневрологического диспансера, реабилитационных и кризисных центров Архангельска и Северодвинска. Также на встречу были привлечены специалисты-психологи из областной службы спасения.
На занятии коллеги из «гражданских» учреждений узнали о специфике работы в экстремальных ситуациях, разбирались острые стрессовые реакции, возникающие у людей при происшествиях. В силу индивидуальных особенностей пострадавшие по-разному реагируют на чрезвычайные ситуации – истерика, агрессия, плач, ступор и другие реакции. И со всеми ними психологам приходится работать в самых непростых условиях.
С 2012 года при возникновении крупных ЧС для оказания психологической помощи пострадавшим под руководством специалистов МЧС привлекаются психологи и других организаций. Если случилась большая беда – нужно навалиться на нее всем миром. С того времени проводятся регулярные межведомственные занятия, чтобы психологи других профилей, те, кто работает в образовательной или социальной сфере, системе здравоохранения, получили представление о специфике работы в экстремальных ситуациях.
Тема сегодняшнего семинара – профилактика негативных последствий для психолога после работы на ЧС. Психолог – тоже человек, и весь негатив, который он по долгу службы вынужден пропускать через себя, может негативно сказаться на его душевном самочувствии. «Здесь нужно действовать по принципу кислородной маски в самолете – сначала обеспечьте маской себя, затем ребенка. Так и в психотерапии – сначала убеждаемся в собственном душевном равновесии, затем оказываем помощь окружающим», – говорит Виктория Дмитриева.
При слове «чрезвычайная ситуация» воображение рисует страшные картины – крики, шум, кровь. Поэтому многие «гражданские» психологи опасаются работы на происшествиях. Но далеко не всегда картина оказывается столь устрашающей. Например, некоторые элементы – дежурство в пункте временного размещения, на горячей линии – полностью совпадают с их обычной работой.
«Человек – это не только тело, но заботиться о своем физическом самочувствии нужно в первую очередь: необходимо расслабиться, выспаться, не забывать о хорошем питании и физической активности на свежем воздухе. Затем уделить время тому, что радует – провести время с семьей, послушать музыку, погулять в парке, посмотреть фильм. Реабилитация психолога состоит из трех этапов: восстановление тела, эмоционального баланса, и создание из пережитого события ресурсного опыта», – рассказывает Виктория.
«Общение с коллегами из других организаций для нас очень важно, т.к. сильно упрощает межведомственное взаимодействие, – считает ведущий психолог отдела кадров службы спасения им. И. А. Поливаного Екатерина Максимова. – Мы работаем с пострадавшими только на происшествиях и в дальнейшем их уже не «ведем», людей нужно перенаправлять к другим специалистам, и принимать такие решения нужно очень быстро. Совместные занятия с психологами из различных организаций формируют сообщество, которое может эффективно взаимодействовать в повседневной деятельности».