19 сентября 2018, 09:55. Брянская область.
Желудов Евтих Гаврилович,
Щелоков Макар Гаврилович,
Дрол Мирон Трофимович,
Чуешкова Сара Ивановна…
В музее Главного управления МЧС России по Брянской области есть важный и интересный документ. Таковым с полным правом можно назвать сводные журналы со списками личного состава местной противовоздушной обороны в городах Брянск и Бежица.
Как известно, МПВО — легендарная предшественница Гражданской обороны. Расклад был сделан не только по участкам вышеуказанных городов, а и по штабным подразделениям. Ранее отдельные подобные списки брянских и бежицких формирований МПВО уже были переданы в распоряжение пожарно-технической выставки. (См. «Брянский спасатель» № 10 (112) от 27 октября 2015 года). Но эти отличаются наибольшей полнотой представленных данных, их оперативным учетом.
Выходцева Мария Матвеевна,
Ильюхин Георгий Николаевич,
Попадько Исаак Иванович,
Ушаков Иосиф Григорьевич…
Типовые штаты подразделений были составлены и утверждены на основании требований приказа НКВД СССР № 00888 от 4 мая 1942 года. О том, какие силы и в каком количестве составляли костяк, например, второго участка, можно судить по итоговой записи в соответствующем журнале. «Итого во втором участке 190 человек На казарме ( наверное, следует понимать на казарменном положении) 86 человек. В том числе: взвод управления по штату № 3 — 44 человека; противопожарный взвод по штату № 4 — 24 человека; аварийно-восстановительный взвод по штату № 5 — 33 человека; медико-санитарный взвод по штату № 6 — 29 человек; дегазационная рота по штату № 7 — 47 человек; ветеринарное отделение по штату № 8 — 13 человек. В отдельный батальон МПВО входили : противопожарная рота, дегазационная рота, медико-санитарная рота, служба материально-технического обеспечения, Иными словами, по состоянию на 26 апреля 1944 года — 306 человек. Еще в подразделениях, сразу после освобождения брянского края от фашистов, числились группы наблюдателей, химразведчиков и носильщиков, как еще величали санитаров.
Духовцев Тихон Ильич,
Баранова Ольга Федоровна,
Московская Ольга Васильевна,
Фокина Аксинья Михайловна...
Списки составлялись уже по известной нам схеме. Помимо обязательных фамилии, имени, отчества, времени и года рождения, образования профессии, домашнего адреса, социального происхождения, семейного положения следовало указать и другие. Например, — личный номер в военно-учетном столе, о подготовке по линии МПВО, о размере получаемого оклада или денежного содержания по основной работе, место пребывания и род занятий во время оккупации данной территории гитлеровцами. Для руководящего состава батальона, штабного взвода войск МПВО и политработников обязательной была партийность. Естественно, стояли отметки с датами и номерами приказов о приписке и отчислении из данного формирования. Простой анализ говорит, что данные сводные именные списки постоянно подвергались учету и контролю. С ними работали ответственные за то товарищи. О том свидетельствуют и многочисленные аккуратные, карандашные пометки против отдельных фамилий. Наряду с понятными «РККА», «Выехал на родину», «Забронирован»», «Грудной ребенок» «Снят с воинского учета», «Отчислен», «Больна», «Умер» есть пометы в духе того времени типа «Под стражей», «В тюрьме на пять лет». Примечательно, что последнее обращение к спискам участка № 2 по городу Бежице состоялось почти 40 лет назад. Напротив фамилии бойца второго расчета, взвода механической дегазации Селиверстовой Антонины Семеновны следующая помета: « Справка выдана 10 февраля 1977 года».
Алешина Зинаида Дмитриевна,
Зименков Илларион Филлипович,
Шандыбо Ксения Ивановна,
Яковлева Евдокия Ефимовна….
В списках много уроженцев Брянского, Карачевского, Жуковского, Жирятинского, Дятьковского, Дубровского и других районов. В поисках лучшей доли они перебрались на постоянное место жительства в города и их окрестности. Обилие женских имен тоже легко объяснимо, ведь большинство представителей сильной половины на фронтах, в действующей армии, громили ненавистного врага.
Мало сказать, что подобные документы дают зримое представление о том времени, они пропитаны духом военной поры, сказать больше — атмосферой того времени.
* Цитируемые материалы публикуются с сохранением синтаксиса и орфографии оригинала.
Источник: