29 октября 2018, 10:15. Калужская область.
Президентом Российской Федерации от 3 сентября 2011 г. № Пр-2613 утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года», определившие основные направления развития и совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации.
МЧС России подготовлены предложения по внедрению новых подходов к организации и ведению гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий и взглядов на ведение войн и вооруженных конфликтов. В данной работе приняли участие ведущие учёные научно-исследовательских организаций федеральных органов исполнительной власти и представители Российской академии наук.
Необходимость внедрения новых подходов обусловлена тем, что в последние годы изменились подходы к ведению современных войн и вооруженных конфликтов.
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля
2010 г. № 146, военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.
Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). При этом в случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт. Исходя из изложенного, вероятность возникновения ядерного конфликта представляется невысокой.
В качестве технологических особенностей войн будущего эксперты указывают на возрастание роли информационного противоборства, повышение точности и избирательности оружия.
С учетом положений Военной доктрины Российской Федерации должна измениться и система гражданской обороны.
Рассматривая отдаленные риски военного характера, необходимо отметить, что объектами воздействия перспективных видов оружия на новых физических принципах в основном будут являться пункты управления, личный состав и техника вооруженных сил, критически важные объекты и объекты жизнеобеспечения населения.
При этом наиболее опасными для населения в современных войнах будут вторичные факторы поражения при разрушении потенциально опасных объектов (пожары, химическое заражение, радиоактивное загрязнение, катастрофическое затопление, нарушение работы систем жизнеобеспечения населения и др.).
Данные положения легли в основу выводов из оценки возможной обстановки новой редакции планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Пересмотр возможных сценариев ведения современных войн и вооруженных конфликтов определил необходимость пересмотра подходов к защите населения и совершенствования законодательства Российской Федерации.
В рамках данной работы определены основные направления внедрения новых подходов к организации и ведению ГО, такие как:
совершенствование сил ГО;
совершенствование системы управления ГО;
повышение эффективности использования и готовности фонда защитных сооружений ГО;
оптимизация объёмов мероприятий по ГО;
создание единой системы требований (правил) в области ГО;
создание единых на территории Таможенного союза требований к продукции в области ГО и защиты населения.
В целях реализации данных направлений осуществляется работа по внесению изменений в нормативные правовые и нормативно-технические акты Российской Федерации в области гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 11.09.2012 № 536ДСП утверждены показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Приказом МЧС России 16.02.2012 № 70ДСП утверждён Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), которым определены требования к организациям, разрабатывающим планы ГО, а также утверждены требования к структуре и порядку разработки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Реализация данного приказа позволила нам провести переработку планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
В целях обеспечения сбора и обмена информацией в области ГО разработаны и доведены в установленном порядке Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны.
В целях оптимизации требований к структурным подразделениям (работникам) уполномоченным на решение задач в области ГО издано постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2013 г.
№ 457 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782».
В соответствии с данным постановлением установлены единые требования к количеству создаваемых (назначаемых) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне.
Изменен статус Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (из его названия исключено слово «примерное»). Установлены единые и обязательные требования для структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны на всех уровнях.
В целях реализации данного постановления издан и зарегистрирован в Минюсте России от 15.10.2013 № 30193 приказ МЧС России от 11.09.2013 № 600 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 31.07.2006 № 440».
Данным приказом изменен статус Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (из его названия исключено слово «примерное»).
Внесены изменения, которыми уточнены мероприятия по гражданской обороне организаций, не отнесенных к категории по гражданской обороне и прекращающих работу в военное время.
Кроме того приказом уточняется, что требования по назначению освобождённых работников применяются только к организациям, продолжающим работу в военное время.
В организациях, прекращающих работу в военное время, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно, а работа по гражданской обороне в таких организациях может выполняться даже самим руководителем или любым другим работником.
Издание данного приказа позволило обеспечить сокращение избыточного государственного регулирования и оптимизацию требований к организациям малого и среднего бизнеса в области гражданской обороны.
Издан Федеральный закон от 28.12.2013 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне», предусматривающий уточнение состава сил гражданской обороны, требований по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, а также созданию локальных систем оповещения.
Закон уточнил требования к организациям, создающим нештатные аварийно-спасательные формирования и локальные системы оповещения.
Введена новая категория сил «нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне», которые будут создаваться организациями, отнесёнными к категориям по ГО.
Кроме того, законом в состав сил гражданской обороны включены подразделения Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, которые ранее не входили в состав сил гражданской обороны.
Осуществляется работа по актуализации национальных стандартов и сводов правил в области гражданской обороны и защиты населения в рамках которой утверждён свод правил СП 88.13330.2011 «СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны» и направлен на утверждение свод правил «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне» (актуализированный СНиП 2.01.51-90).
Следует отметить, что новая редакция СНиП 2.01.51-90 в корне меняет существовавшие более 40 лет требования в области ГО к проектируемым, строящимся и эксплуатируемым объектам капитального строительства. В частности, на основе пересмотра характера ведения военных действий и сценариев воздействия современными средствами порождения по населению:
1) значительно изменено зонирование территории Российской Федерации по степени опасности в условиях военных конфликтов;
2) пересмотрена концепция строительства защитных сооружений для укрытия населения;
3) все ранее содержавшиеся требования в области ГО приведены в соответствие с действующим Российским законодательством;
4) существенно, в сторону смягчения, переработаны требования в области ГО, предъявляемые к опасным производственным, особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
В целях внедрения новых подходов к организации защиты населения подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне», который направлен на совершенствование системы управления гражданской обороной и актуализацию задач в области гражданской обороны с учётом современных взглядов на ведение войн и вооружённых конфликтов.
Законопроектом предлагается закрепить до настоящего времени неопределенные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации понятия управления гражданской обороной и системы управления гражданской обороной, а также дополнить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочием по организации управления гражданской обороной.
Также законопроектом предусмотрено изложение статьи 2 Федерального закона «О гражданской обороне» в новой редакции, содержащей актуализированный перечень задач в области гражданской обороны.
После принятия законопроекта, содержащего актуализированный перечень задач в области гражданской обороны, будут организованы в установленном порядке подготовка, согласование и внесение соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», которым определены мероприятия, осуществляемые в рамках каждой актуализированной задачи.
В целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в военное время законопроектом предусмотрено наделение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по определению организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.
В целях обеспечения выполнения специальных мероприятий по гражданской обороне, законопроектом предлагается возродить службы гражданской обороны, установив понятие служб гражданской обороны, как нештатных объединений органов управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения и выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Создание на нештатной основе указанных служб позволит обеспечить объединение и координацию действий разноведомственных сил при выполнении мероприятий по гражданской обороне.
Внесение предусмотренных законопроектом изменений позволит значительно усовершенствовать систему мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации и обеспечит её развитие с учетом современных опасностей и угроз.
Таким образом, основным отличием гражданской обороны будущего от существующей, должен стать переход от принципа всеобщей защиты на всей территории от поражающих факторов при широкомасштабном применении ядерного оружия к принципу защиты от конкретных видов опасностей, которые могут возникнуть на данной территории. При этом объём мероприятий, проводимых заблаговременно, должен быть соотнесён с риском возникновения конкретного вида опасности, а их проведение должно обеспечивать значимый эффект в виде существенного сокращения возможных жертв и материального ущерба.