11 октября 2018, 04:30. Омская область.
Ровно 34 года назад в этот день в городе Омске произошла авиакатастрофа, которая до сих пор считается крупнейшей на территории России. 11 октября 1984 года в аэропорту Омск-Центральный Авиалайнер Ту-154Б-1 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял транзитный рейс по маршруту Краснодар - Омск - Новосибирск. При посадке, на пробеге, самолет столкнулся с тремя аэродромными машинами, производившими работы на взлетно-посадочной полосе, и разрушился. Из находившихся на его борту 179 человек (170 пассажиров и девять членов экипажа) выжили всего пять. На 2018 год это крупнейшая авиакатастрофа на территории России.
Участник ликвидации авиакатастрофы - ветеран противопожарной службы Геннадий Александров поделился воспоминаниями о трагедии:
«Погодные условия были обычными для октября в сибирском городе. Не самые лучшие, но, все же, подходящие метеоусловия для посадки.
На борту было девять членов экипажа и 170 пассажиров, почти три тонны багажа и три сотни килограммов почты. Аэропорт работал в штатном режиме. Как позже в ходе проверки выяснили компетентные органы, диспетчер старта был обязан доложить коллегам, что на посадочной полосе работает снегоуборочная техника. Но работник случайно уснул. С третьей попытки от диспетчера экипажу все же удалось добиться ответа. Он дал добро на посадку. Это и стало причиной страшной трагедии. Авиалайнер столкнулся с автомашинами на огромной скорости», - рассказывает спасатель.
Пожарные подразделения аэропорта прибыли к месту происшествия всего за 50 секунд. На двух аэродромных машинах были ёмкости с керосином по 7,5 тонн каждая, которые после столкновения взорвались. В результате мощного удара и взрыва лайнер развернуло влево, фюзеляж разломился, его передняя часть перевернулась и загорелась. Изуродованный самолёт остановился в 95 метрах от здания аэропорта Омск-Центральный. События развивались настолько стремительно, что эвакуация пассажиров из горящего самолёта становилась невозможной.
«Когда мы прибыли к месту аварии, горение продолжалось. Было страшно, ведь четыре куска самолета – это четыре очага пожара. И кругом обгоревшие трупы. Не то, что ликвидировать такую авиакатастрофу, увидеть ее, я никому не пожелал бы никогда. И сам до сих пор пытаюсь забыть события того страшного дня. Это случаи, которые происходят очень редко, и они остаются в памяти на всю жизнь. Иногда просыпаюсь в холодном поту от приснившихся воспоминаний», - поделился ветеран Геннадий Александров, который в 1984 году занимал должность заместителя начальника управления противопожарной службы и руководил спасательной операцией.
Сегодня многие вспомнят эту страшную аварию и почтят скорбной минутой молчания пассажиров авиалайнера, которые так и не смогли покинуть свои кресла.